www.LeonidKonovalov.ru | Леонид Коновалов главная ::> новости ::> форум ::> контакт ::> карта сайта ::> добавить в избранное ::> поиск ::>
Мультимедиа | Кинофотопроцессы

Кинофотопроцессы


комментировать материал | весь архив раздела | версия для печати

19.04.2013

Новая чёрно-белая плёнка и химия от компании Rollei Fototechnic

Разговоры о кончине плёнки уже даже не интересны. На уровне аналогичных разговоров чёрно-белую фотографию похоронили лет двадцать назад. К счастью, она не только жива, но и регулярно входит в моду (хотя, крупные изготовители фотоматериалов и правда теряют к ней интерес).

Но, как бы то ни было, плёнки вокруг становится всё меньше. Черно-белой в первую очередь. Особенно тоскливо стало после ухода компании Ilford.

Около года назад компания Rollei Fototechnic, авторитетный изготовитель культовых профессиональных камер и отличных диапроекторов (а также симпатичных цифровых мыльниц и MP3-плееров), предложила фотографической общественности новую чёрно-белую плёнку и химию к ней. Для этого Rollei договорилась с компанией Hans O. Mahn & Co. KG ·(в её состав входят MACO Photo Products – одна  из немногих фирм, занимающихся чёрно-белыми фотоматериалами и Labor Partner – разработчик и поставщик фотохимии) и с компанией TURA (в проекте обеспечивает современные технологии производства и контроль качества).

Итак, невзирая на прогресс цифрового фото, у нас есть новая чёрно-белая плёнка. Отличная новость!

 

 

Общая информация о Rollei R3

 

Фирменная документация говорит о Rollei R3 как об  «убедительной концепции чёрно-белой плёнки и её проявления, предназначенной для всех областей художественной фотографии». Ещё отмечается замечательный тональный баланс, прочная и стабильная основа, подходящая для архивного хранения. Звучит замечательно – посмотрим на результаты тестов! Но сперва несколько слов о новом продукте.

Светочувствительный слой R3 состоит из трёх полуслоёв, имееющих различную чувствительность. Позволим себе напомнить, что такая технология отлично зарекомендовала себя в современных цветных материалах. Она в первую очередь  позволяет уменьшить гранулярность (при визуальной оценке используется термин зернистость), а также позволяет эффективно управлять тональными характеристиками плёнок и увеличить полезную широту.

Rollei R3 использует кристаллы традиционной кубической формы.

Противоореольный слой расположен между светочувствительным слоем и основой, что улучшает резкость за счет устранения отражений в основе плёнки. Эта технология также широко используется в современных цветных слоях.

Основа – ПЭТ (полиэтилентерефталат, a.k.a. лавсан) – очень прочный и стабильный материал. Лавсан благоприятен в смысле сохранения плоскостности плёнки, что особенно актуально для среднеформатных и форматных камер. Кроме того, лавсан бесцветен, в отличие от триацетатных основ, которые прокрашивают специальными красителями в голубовато-сиреневые тона. Это очень располагает к использованию Rollei R3 для обращения.

В процессе разработки особое внимание было уделено устойчивости к экстремально низким и экстремально высоким рабочим температурам. Кроме того, слой приспособлен для машинной обработки при температурах до 40°C.

Полезной особенностью плёнки является сенсибилизация до длинноволновых красных лучей (визуально очень темных) – в область 710-730 нм. Это позволяет, во-первых, использовать более короткие выдержки при съемке с оранжевыми и красными фильтрами, и, во-вторых, получать изображения, очень близкие к инфракрасным материалам (для этого понадобится использовать темно-красный фильтр вроде B+W 092, Heliopan RG695 или Kodak Wratten 89B).

 

[Замечание для любознательных: что такое Rollei R3. Вероятнее всего, мы имеем дело с плёнкой MACO CUBE 400c – современной реинкарнацией классической чёрно-белой плёнки. Или с римейком, выполненным MACO по спецзаказу компании Rollei. Во всяком случае, в существенных местах документация на две этих плёнки совпадает полностью.]

 

 

Химия Rollei R3

 

Помимо собственно плёнки предлагаются два проявителя, фиксаж и ополаскиватель.

Проявитель Rollei R3 HIGH SPEED предназначен для полного использования светочувствительности. В девичестве назывался Labor Partner LP-SUPERGRAIN – в документации на R3 один из графиков, явно заимствованный из описания плёнки CUBE 400c, по недосмотру редакторов сохранил маркировку LP-SUPERGRAIN J. Нормальная чувствительность должна достигаться при 12-14 минутах проявления. При обработке в течение 26-32 минут обещана практическая светочувствительность EI 6400.


№2.jpg№2-1.jpg


Проявитель Rollei R3 LOW SPEED (скорее всего, аналог Labor Partner LP-CUBE XS) предназначен для получения особомелкозернистых негативов с отличными тональными характеристиками.

Кроме того обещана разрешающая способность до 300 мм-1 при обработке в течение 20 минут. В подробном описании этого типа проявителей говорится о возможности получить замечательные тональные характеристики при значительном увеличении экспозиции (забегая вперёд, сообщим, то это утверждение полностью себя оправдало, в отличие от обещания чудесных значений разрешения).

Общее замечание: в описании утверждается, что «предварительное замачивание повышает чувствительность R3 до одной ступени».

Возможна обработка в негативных проявителях других фирм. Им не приписываются волшебные свойства повышения чувствительности (правда, ничего не сказано о Kodak TMAX, во многих случаях повышающим реальную светочувствительность), но EI 200-400 достигаются в любом из них.


№1.jpg№1-1.jpg


Фиксаж Rollei R3 HIGH ENERGY FIX (Labor Partner LP-FIX SUPRA) – вполне традиционный быстрый кислый фиксаж. Обратите внимание на довольно длительное время фиксирования для плёнки Rollei R3 (в наших тестах до 10 минут).


№3.jpg№3-1.jpg


Ополаскиватель Rollei R3 WETTING AGENT – оригинальная разработка для данной плёнки. Фирма настоятельно рекомендует использовать именно его. Объясняется это особыми свойствами лавсановой подложки. Вероятно, стоит прислушаться к рекомендации, – в качестве бонуса обещается надежность архивного хранения негативов.


№4.jpg 


 Как мы обрабатывали

 

Так, как рекомендовано в инструкции. То есть с замачиванием длительностью около минуты в воде с температурой, равной температуре проявителя, при непрерывным перемешивании. Проявление – с переворачиванием бачка два раза в минуту. С быстрым (не дольше 10 секунд) сливом растворов и окончанием времени проявления в момент начала залива фиксажа.

 

 

Оценка сенситометрических испытаний

 

Мы провели четыре эксперимента:

  1. Обработка в проявителе Rollei R3 HIGH SPEED для получения минимальной, нормальной и максимальной светочувствительности.
  2. Обработка в проявителе Rollei R3 LOW SPEED для получения минимальной и максимальной светочувствительности.
  3. Обработка стандартным проявителем Kodak D-76.
  4. Определение максимально возможной чувствительности при обработке в Rollei R3 HIGH SPEED.

 

По стандартной методике испытаний экспонирование черно-белых материалов в сенситометре производится при условиях, имитирующих дневной свет. Поэтому возможно, что полученные результаты по светочувствительности будут немного (в меньшую сторону) отличаться от результатов, полученных при работе с лампами накаливания.

 

 

Проявитель Rollei R3 LOW SPEED

 

Рекомендации изготовителя:

· время проявления 20 мин (при 24°С), светочувствительность ISO 25,

· время проявления 25 мин (при 24°С), светочувствительность ISO 200.

 

Результаты оказались легко предсказуемы: столь незначительное (в процентном отношении – всего на 25%) увеличение времени проявления не привело к заметным изменениям сенситометрических характеристик. Характеристические кривые фотопленки, проявленной 20 и 25 минут практически совпали (рис.1), –не произошло ни изменения светочувствительности, ни увеличения контрастности.  (Стоит сказать, что для многих фотопленок выполняется такое эмпирическое правило: увеличение времени проявления в 2 раза повышает светочувствительность в 4 раза. Правда, как видно из дальнейших испытаний, для Rollei R3 это правило не срабатывает.)


RIS1.jpg


При 20 или 25 минутах проявления  получаемый коэффициент контрастности (гамма) близок к стандартному значению (0,65). Правда, средний градиент при этом получается сильно заниженным (0,43-0,47), но мы советуем не ориентироваться на средний градиент. Дело в том, что средний градиент определяется как тангенс угла наклона линии, проходящей через 2 специальные точки на характеристической кривой. И, если вторая точка лежит на прямолинейном участке характеристической кривой, то первая точка оказывается на начальном изгибе. В результате линия, соединяющая эти две точки, лежит вне характеристической кривой (рис.1). А, поскольку по наклону именно этой линии (секущей) судят о среднем градиенте, то получается значение контрастности, плохо соотносящееся с результатами практических съемок.  Разумнее ориентироваться на значение гаммы, определяемой по тангенсу угла наклона прямолинейного участка характеристической кривой.

Тот факт, что значения контрастности, выраженные средним градиентом и гаммой, сильно различаются, свидетельствует о плавном изгибе характеристической кривой на начальном участке (в тенях), что, без сомнения, благоприятно сказывается на проработке деталей в тенях.

 

 

Проявитель Rollei R3 HIGH SPEED

 

Рекомендации изготовителя:

время проявления 9 мин (при 20°С), светочувствительность 100 ед.,

время проявления 12 мин (при 20°С), светочувствительность 200-400 ед.,

время проявления 32 мин (при 20°С), 6400 ед.

 

На сенситометрическом бланке (рис.2) приведены три характеристические кривые при временах проявления 9, 12 и 32 минуты. Они должны соответствовать минимальной, номинальной и максимальной  светочувствительности. Поскольку минимальная плотность (плотность основы + плотность вуали) заметно отличается на всех трёх кривых, то для наглядности анализа на рис.3 эти три кривые приведены за вычетом вуали.


RIS2.jpg


RIS3.jpg


Как видно из рис.2, при увеличении времени проявления свыше 12 минут начинает заметно расти вуаль. Причём скорость прироста вуали при увеличении времени проявления опережает скорость прироста плотностей в тенях, в результате сильное перепроявление (25-45 минут) ухудшает проработку в тенях. 

По международному стандарту светочувствительность черно-белых негативных материалов определяется по критериальной точке, лежащей выше вуали на 0,1 Б (Белла) (Dкр=Dмин+0,1). Как видно из рисунка 3, при увеличении времени проявления положение этой точки практически не изменяется, а характеристические кривые расходятся только в области больших экспозиций. Более того, за счет опережающего прироста вуали, при 32 минутах проявления плотность над вуалью в тенях немного уменьшается. А, поскольку светочувствительность по стандарту ISO определяется по точке, лежащей в тенях, то мы видим, что с увеличением времени проявления светочувствительность (по критерию 0,1) не только не повышается, но даже уменьшается.

Это не говорит о том, что на практике мы будем наблюдать уменьшение практической светочувствительности – как обычно с увеличением времени проявления будет происходить прирост плотностей в светах и средних тонах. Например, плотность лица будет неуклонно расти, но вот плотность в тенях увеличиваться не будет. Всё это говорит о том, что критерий для оценки светочувствительности в международном стандарте выбран крайне неудачно.

Учитывая недостаточную информативность данного критерия светочувствительности, в цехе обработки пленки ВГИК наряду с общепринятым способом светочувствительность определяется ещё и по критерию 0,6. Такую плотность в нормальном негативе имеет средне-серое поле с коэффициентом отражения 18%. По этому критерию изменение времени проявления с 9 до 32 минут приводит к увеличению светочувствительности в 2,2 раза. Как это согласуется с практическими результатами, можно видеть по прилагаемым негативам.

 

………

 

Учитывая «запас прочности», который обеспечивает критерий 0,6, на практике можно экспонировать пленку на ступень ниже. В результате это даст изменение практической светочувствительности от 200 (9 минут проявления) до 500 единиц (32 минуты).

При 32 минутах коэффициент контрастности достигает единицы, между тенями и светами образуется большая разница в плотностях, что на нормальной по контрастности фотобумаге воспринимается как отсутствие проработки в светах. Это потребует применения малоконтрастной фотобумаги (печать на поликонтрастной бумаге за светофильтром наименьшего контраста).

Нормальный коэффициент контрастности (0,65) достигается при времени обработки 10-11 минут. При этом светочувствительность составляет 200 (400) единиц ISO.

 

 

Обработка в проявителе D-76

 

Оптимальные по контрастности результаты получаются при времени проявления около 8 минут (рис.4). Но и при 14 минутах проявления коэффициент контрастности (гамма) ещё остаётся приемлемым – около 0,8 (когда-то, лет 20-30 назад, это значение принималось за норму). При изменении времени проявления в 2 раза (с 7 до 14 минут) светочувствительность возрастает в 2 раза, до 150 единиц (по критерию 0,6). А поскольку этот критерий обеспечивает уверенную плотность серого поля, то на практике без ухудшения каких-либо характеристик можно экспонировать на ступень ниже, то есть как EI 300.

 

RIS4.jpg 


Максимальная светочувствительность

 

Получив результат, совершенно расходящийся с обещаниями фирмы, мы поставили еще один эксперимент в отчаянной попытке добиться высокой чувствительности.

Сперва попробовали традиционный путь. Но дальнейшее увеличение времени проявления до 45 минут не привело к изменению хода характеристической кривой по сравнению с 32 минутами: уже не увеличивается ни светочувствительность, ни коэффициент контрастности.

Тогда мы решили попробовать снизить вуаль. Введение противовуалирующего вещества (1 грамм бромистого калия) в Rollei R3 HIGH SPEED позволило заметно уменьшить плотность вуали (сделать негативы более прозрачными в тенях) – рис.5. При этом чувствительность поднялась на 10% – не много, но лучше, чем ничего. Можно наверняка утверждать, что полученные практические 500 единиц – предел для Rollei R3. Чуда не случилось. Увы.

 

RIS5.jpg 


Разрешающая способность Rollei R3

 

При обработке в проявителе Rollei R3 LOW SPEED в течение 13 минут разрешающая способность составила 85 линий на миллиметр.

При обработке в проявителе Rollei R3 HIGH SPEED в течение 23 минут (при 24°С ) разрешающая способность составила 100 линий на миллиметр.

 

 

Впечатления от съемки

 

На этом этапе мы сделали два эксперимента: в первом из них проверили влияние проявителей на получаемый результат – посмотрели на кинетику проявления, во втором — определили практические светочувствительности. Затем попробовали отпечатать изображения при различных параметрах контрастности бумаги.

Первое впечатление – сильно завышенные обещания относительно максимальной светочувствительности. Качественные негативы получаются при EI не более 400. В общем, это соответствует результатам сенситометрии и информации, приведённой в документации (там в качестве стандартной номинальной обозначена чувствительность ISO 200).

Второе впечатление – реальное влияние режимов проявления и вида проявителя на результаты. На фоне современных плёнок с эмульсиями на базе плоских кристаллов, почти не реагирующих на особенности обработки это производит впечатление! Возможность управления результатом всегда ценилась в чёрно-белой фотографии.

Третье – результаты, полученные при обработке негатива в Rollei R3 LOW SPEED впечатляют отличными тональными характеристиками.

Теперь о влиянии проявителей на получаемые результаты. Rollei R3 HIGH SPEED дает вполне традиционный негатив. Всё как обычно: тональные характеристики, структура изображения, основные плотности (фото 2-4, 7). Оптимальный результат достигается при назначенной чувствительности 200-400 и времени проявления  14-20 минут. При большем времени проявления чувствительность не повышается, зато сильно возрастает контрастность. В результате негатив становится практически непечатаемым (фото 5). Правда, даже такой негатив удается отсканировать (фото 6).

Насколько обычен Rollei R3 HIGH SPEED, настолько уникален Rollei R3 LOW SPEED. При правильном использовании он дает просто выдающиеся результаты! Получаемые изображения очень богаты тонально, обладают хорошей детальностью в тенях и яркими, выразительными светами, правильной градацией полутонов (фото 1, фото 8).

При обработке в данном проявителе важно не назначать чрезмерной чувствительности – оптимальным значением будет EI 50-64.


Фото 1 

On_the_Sun_LowSpeed_25_min_25_EI.jpgOn_the_Sun_LowSpeed_25_min_50_EI.jpgOn_the_Sun_LowSpeed_25_min_100_EI.jpgOn_the_Sun_LowSpeed_25_min_100_EI.jpgOn_the_Sun_LowSpeed_25_min_200_EI.jpg


  

Фото 2

On_the_Sun_HighSpeed_14_min_200_EI.jpgOn_the_Sun_HighSpeed_14_min_200_EI.jpgOn_the_Sun_HighSpeed_14_min_400_EI.jpgOn_the_Sun_HighSpeed_14_min_800_EI.jpgOn_the_Sun_HighSpeed_14_min_1600_EI.jpgOn_the_Sun_HighSpeed_14_min_6400_EI.jpg

   

                                                

Фото 3

In_the_HallHighSpeed_9_min_50_EI.jpgIn_the_HallHighSpeed_9_min_100_EI.jpgIn_the_HallHighSpeed_9_min_200_EI.jpg



Фото 4

In_the_HallHighSpeed_32min_200_EI.jpgIn_the_HallHighSpeed_32min_400_EI.jpgIn_the_HallHighSpeed_32min_800_EI.jpgIn_the_HallHighSpeed_32min_1600_EI.jpgIn_the_HallHighSpeed_32min_3200_EI.jpgIn_the_HallHighSpeed_32min_6400_EI.jpg



Фото 5

Hall_1#4.jpgHall_1#4_CMYK.jpg



Фото 6

Hall_1_Digital.jpgHall_1_Digital_CMYK.jpg



Фото 7

Hall_2_#0.jpgHall_2_#0_CMYK.jpgHall_2_#1.jpgHall_2_#1_CMYK.jpgHall_3_#-1.jpgHall_3_#-1_CMYK.jpg



Фото 8

ON_THE_SUN_LOWSPEED_25_CMYK.jpgON_THE_SUN_LOWSPEED_25_MIN_.jpg



Прочие приятности

 

Почти бесцветная прозрачная основа – хорошая предпосылка к тому, чтобы использовать эту плёнку для получения чёрно-белых слайдов. Основа действительно невероятно прочная (в инструкции есть особое напоминание о необходимости держать ножницы под рукой при зарядке пленки в бачок: порвать её руками мне удалось совсем не сразу и только с  чудовищными повреждениями. Вряд ли стоит повторять этот эксперимент). Одно замечание: лавсан не только прочный, но и довольно жёсткий материал. Поэтому, когда вы заклеиваете отснятую широкую плёнку, держите рулон за середину, а не за край, как это часто бывает. Тем самым вы убережете бесценную съёмку от случайного засвечивания из-за раскручивания.

Традиционная форма кристаллов в сочетании стремя полуслоями дает красивое зерно– как раз то, что нужно для настоящей черно-белой фотографии. Правда, есть основания предположить, что слишком короткое время проявления приведет к проявлению преимущественно высокочувствительного полуслоя и, в результате, к сильному росту заметности зерна.

 

 

Сканирование

 

Плёнка на удивление хорошо сканируется (во всяком случае, на профессиональном барабанном сканере) – все изображения, приведенные в статье, получены таким способом. При этом практической полезной широтой становится весь динамический диапазон, воспринимаемый плёнкой.  Процедура сканировании облегчается весьма высокой максимальной плотностью слоя.

Здесь наиболее важным моментом является задание верного динамического диапазона, полностью использующего диапазон плотностей негатива (это справедливо при сканировании любой негативной плёнки). Дело в том, что чем меньше действий будет произведено на этапе обработки, тем менее «рваным» (зернистым и/или тонально негладким) будет готовое изображение.

 

 

О практической светочувствительности

 

Сенситометрическая светочувствительность негативных фотоматериалов определяется по экспозиции, необходимой для достижения почернения, превышающего плотность вуали на 0,1 Б.

Практическая светочувствительность определяется пробной съёмкой реальных сюжетов, включающих в себя тестовую шкалу.

 

Оптимальные практические чувствительности Rollei R3 таковы:

· при обработке в проявителе Rollei R3 HIGH SPEED в течение 25-32 минут EI 320-400,

· в нем же в течение 12-14 минут – EI 160-200,

· при обработке в проявителе Rollei R3 LOW SPEED в течение 22-25 минут чувствительность составит EI 50-80,

· при обработке в проявителе Kodak D-76 в течение 8-9 минут значение EI будет примерно 100-160.

Если наличие деталей в тенях не критично, можно безболезненно повысить индекс EI на 2/3-1 ступень.

Длительная обработка в Rollei R3 HIGH SPEED увеличивает показатель гаммы до значения 1.0. Напечатать такой негатив будет непросто.

Попытка назначить экспозиционный индекс выше 500 приводит к утрате деталей в тенях (при любом времени проявления). При EI 1600 проблемы с качеством становятся катастрофическими.

Всё это видно на приведённых иллюстрациях.

 

 

Что понравилось:

Системный подход компании Rollei: поставляется всё, что нужно для качественной уверенной работы.

Реальная зависимость результатов от использованного проявителя и режима обработки.

Замечательные тональные характеристики при назначенной чувствительности 50 и обработке в проявителе Rollei R3 LOW SPEED.

Выразительное зерно.

Прозрачная и прочная основа.

Подробная и очень внятная документация. Неожиданно подробные рекомендации по сканированию черно-белых негативов.

 

Что не понравилось:

Невозможность получить обещанные высокие значения светочувствительности (а так хотелось чуда!).

Средняя разрешающая способность.

Сведения, приведенные в подробной и внятной документации не во всём соответствуют действительности. L

 

Леонид Коновалов,

Игорь Вязаничев

Количество показов: 4543
При использовании материалов сайта или их части гиперссылка на www.LeonidKonovalov.ru обязательна
Возврат к списку
вверх
© Леонид Коновалов, 2009—2017 
Сайт: www.LeonidKonovalov.ru

сайт сделан в студии «PM»