www.LeonidKonovalov.ru | Леонид Коновалов главная ::> новости ::> форум ::> контакт ::> карта сайта ::> добавить в избранное ::> поиск ::>
Космос | Луна

Луна


комментировать материал | весь архив раздела | версия для печати

01.12.2020

Поворотная декорация, или разгадка "Джемини-4" (часть2)

Поворотная декорация, или разгадка «Джемини-4»

Статья в процессе написания...


Предыдущая ЧАСТЬ 1.

  

ЧАСТЬ 2.

 

Следующий киноприём, который нам следует описать, неоднократно применялся в кинематографе. Своего специального  названия он не имеет, а заключается в том, что камера вращается синхронно с декорацией.

Мы уже упоминали фильм «Космический рейс» (1935 г.), где необходимо было показать невесомость, когда ракета с путешественниками летит на Луну. Надо было сделать кадры, в которых актёры как бы плавают в пространстве на фоне стен.




Рис.1. Съёмка невесомости в фильме «Космический рейс»

 

В павильоне установили стенку декорации кабины корабля, вращающуюся на толстой деревянной оси, а съёмочный аппарат – в приспособлении, позволяющем вращать его вокруг оптической оси. Если с одинаковой скоростью вращать аппарат и декорацию, то на экране мы не увидим никакого движения.

Если подвесить на тонких чёрных тросах актёра между съёмочным аппаратом и начать вращать аппарат вместе с декорацией, то актёр, делающий несложные плавательные движения, будет на экране выглядеть вращающимся вокруг себя, как пропеллер.

 

Видео: Фрагмент фильма "Космический рейс"

 

Такие вращающиеся декорации – не редкость, они изготавливаются не только для фильмов-«ужастиков», где зомби ходят по потолку, но и для некоторых клипов. Вот, например, как использовалась специальная вращающаяся комната в клипе “Buy, buy, buy”  группы NSync – рис.2.

 

 


Рис.2. Вращающаяся декорация комнаты.

 

Камера крепилась к декорации и поворачивалась вместе со стенами. При повороте декорации на 90˚ пол оказывался на месте стены, и актёры, перемещаясь, оказывались стоящими на боковой стене – рис.3, слева.

И, естественно, для клипа перепробовали разные варианты установки камеры во вращающейся декорации.

 



Рис.3. Получаемый эффект при разной установке камеры.

 


ВИДЕО о съёмках клипа для группы NSync:


 

И, конечно, говоря об использовании вращающихся декораций в кино, мы не можем пройти мимо «классического» примера из фильма «2001. Космическая одиссея». В одной из сцен, стюардесса, захватив подносы с едой для пилотов, с помощью «специальной» магнитной обуви прошла по стенам помещения до потолка, оказавшись в конце вверх ногами – рис.4.

 

 


Рис.4. Сцена со стюардессой из фильма «2001. Космическая одиссея».

 

ВИДЕО

Вот как это выглядит в фильме (фрагмент): 

 

Сцена, где стюардесса космического корабля проходит по стене и потолку помещения, нарушая законы гравитации, снималась следующим образом. Декорация находилась в цилиндре, который мог вращаться. Съёмочная камера жёстко крепилась на штативе к полу. В момент, когда актриса начинала идти по стене, цилиндр приходил в движение.

Фактически, она стояла месте, а вокруг неё вращалась декорация, сделав оборот на 180˚ и повернувшись вверх ногами (вверх полом, вниз потолком). Посмотрите, как шла стюардесса в реальности, и вы отчётливо заметите в конце её движения резкий толчок, возникший из-за того, что вращение декорации остановилось.

 

ВИДЕО: так было в реальности.

 

Следующий кадр – стюардесса входит в кабину к пилотам. Начинается съёмка перевёрнутой камерой – рис.5.


 


Рис.5. Съёмка перевёрнутой камерой.


Пока стюардесса идет вперёд, кинокамера успевает повернуться на 180˚. В конце кадра камера принимает «обычное» положение – рис.6.


 


Рис.6. Камера возвращается в нормальное положение.

 

 

Для поворота камеры была придумана специальная конструкция. Всем хорошо знакомы штативы – они позволяют делать панорамы в горизонтальной плоскости. А вот как выглядит устройство (оно называется «риг» от англ. Rig - оснастка), с помощью которого камеру можно поворачивать в вертикальной плоскости – рис.7.

 

 

 

Рис.7. Стенли Кубрик рядом с поворотным ригом.


 

С помощью нескольких колёс, которые движутся по двум трубчатым металлическим обручам, камера может делать полный оборот в любую сторону, поворачиваться на 360˚. Объектив киноаппарата находится точно в центре металлической окружности, поэтому при вращении внутреннего устройства камера поворачивается вокруг оси объектива.

Устройство получилось большим, поскольку съёмка «Космической одиссеи» производилась на широкую 70-мм киноплёнку, и сама камера была большой. Для 16-мм камеры вращающийся риг будет значительно легче и меньше в размерах.

Говоря о съёмках «Космической одиссеи» мы не можем пройти мимо и не упомянуть о самой большой вращающейся декорации, придуманной для кино. Она по высоте с 4-этажный дом – рис.8.

 



Рис.8. Барабан-центрифуга на завершающей стадии сооружения.

 

Это – гигантский барабан, диаметром более 10 метров и шириной в 3 с лишним метра. Декорация – рис.9 - была построена в студии MGM.



   

Рис.9. Декорация барабана-центрифуги в процессе изготовления.


 

Камера внутри могла как крепиться на месте и двигаться вместе с центрифугой, так и перемещаться самостоятельно. При вращении барабана внутренняя дорожка двигалась со скоростью 1,2 м/с. Все внутренние элементы интерьера были привинчены к полу и стенкам – рис.10.

 



Рис.10. Декорация внутри барабана.

 

 

ВИДЕО: ВИДЕОФРАГМЕНТ из фильма «Космическая одиссея»

 

Вот мы и подвели вас к ответу на вопрос, каким образом крутился Э.Уайт в кадре без всякой невесомости? Помните стюардессу, которая шла по кругу? Она фактически стояла на одном месте, а вокруг неё крутилась декорация. Вот точно так же фактически на одном месте висел актёр, изображавший Уайта, а вокруг него крутилась декорация, на переднем плане которой была кабина «Джемини», а на дальней стенке декорации - киноэкран с облачным покровом Земли.

Мы для вас раскрыли секрет движения стюардессы, заставив вращаться в видеоклипе декорацию, а не актрису. Точно также мы теперь заставим вращаться фон в клипе Уайта, чтобы вы увидели, что актёр, изображающий астронавта, всё время висит на одном месте. 

Возможно, вы не до конца будете удовлетворены этим роликом, поскольку в редакторе мы можем вращать "картинку" только в одной плоскости, а в реальности съёмочная камера двигалась в двух перпендикулярных плоскостях.  (Но мы над этим думаем...)

 

ВИДЕО: как в реальности двигался Уайт. 

 

Наверное, в вас закрался вопрос: а не мог ли быть Стэнли Кубрик причастен к съёмкам этого эпизода с Э.Уайтом, 1965 года?  За полтора года до этого, в конце 1963 года, он закончил свой фильм "Доктор  Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу" (премьера состоялась в январе 1964 г.). К тому же сделать «хороший пресловутый фильм о научной фантастике» С.Кубрик решил ещё в 1964 году. Весной 1964 г. он встречается с писателем Артуром Кларком, и начинается процесс работы. К началу съёмок "Космической одиссеи", в декабре 1965 года, были готовы все окончательные варианты конструкций космических кораблей. А киноролик с выходом Уайта в "открытый космос" датируется как раз концом 1965 года.

Если мы посмотрим внимательно фильм "2001. Космическая одиссея", то заметим там почти "цитату" из "выхода Уайта" - имеется в виду кадр фильма, где на фоне видно вращающуюся Землю - рис.11.


 

Рис.11. "Земля" на фоне.


Здесь использован приём рирпроекции - на фоне расположен просветный (полупрозрачный, как калька) киноэкран, а на него с другой стороны (сзади) светит кинопроектор. Кинопроектор проецирует на киноэкран заранее отснятый кинофильм с вращающейся "Землёй". 


Вот как этот фрагмент выглядит в фильме.



*

Продолжение следует...

*

Предыдущая ЧАСТЬ 1.

 

 

 

Количество показов: 2203
При использовании материалов сайта или их части гиперссылка на www.LeonidKonovalov.ru обязательна
Возврат к списку
Загрузка плеера
Загрузка плеера

вверх
© Леонид Коновалов, 2009—2017 
Сайт: www.LeonidKonovalov.ru

сайт сделан в студии «PM»