www.LeonidKonovalov.ru | Леонид Коновалов главная ::> новости ::> форум ::> контакт ::> карта сайта ::> добавить в избранное ::> поиск ::>
Космос | Луна

Луна


комментировать материал | весь архив раздела | версия для печати

01.06.2019

КУКЛЫ НА ЛУНЕ

Отдельная статья


КУКЛЫ НА ЛУНЕ

 

Время от времени на форумах, посвящённых полётам американцев на Луну, встречаются сообщения, что вместо реальных астронавтов на некоторых лунных фотографиях фигурируют куклы. Такие сообщения появлялись время от времени, и таких сообщений было много. Но поскольку такие мнения высказывались непрофессионалами, к ним по большей части, относились скептически.

  Ощущение взорвавшейся бомбы в 2012 году произвело небольшое интервью оператора комбинированных съёмок, Всеволода Якубовича, о знаменитых проездах ровера (электромобиля) по Луне в миссии «Аполлон-16». Кинооператор, делавший комбинированные кадры более чем к 80-ти фильмам, заявил, что вместо реального астронавта в кадре находится кукла, а вместо ровера - радиоуправляемая модель. В.Якубович известен тем, что делал комбинированные кадры к таким известным фильмам, как первый советский фильм-катастрофа «Экипаж», а также: "Бриллиантовая рука", "Тот самый Мюнхгаузен", "Гардемарины, вперед!", "Айболит-66" и многим другим. За первые два дня это интервью посмотрело неожиданно много людей (видео 1).







Видео 1. Оператор комбинированных съёмок В.Якубович о ровере на Луне



За время проезда, а это два круга - с удалением от камеры и приближением, астронавт на ровере ни разу не двинулся: не шевельнул ни корпусом, ни ногой, ни рукой. Левая рука, как висела вначале параллельно земле в поднятом состоянии, так и не опустилась до самого конца проезда (рис.1).


Описание: http://leonidkonovalov.ru/upload/medialibrary/182/%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%802.png


Рис.1. Левая рука астронавта все время висит в воздухе параллельно земле и не шевелится.


  

Как такое возможно? Представьте, что вы управляете автомобилем: правая рука у вас занята управлением, держит руль. Вытяните теперь левую руку вперед, чтобы предплечье, запястье и кисть оказалась параллельны земле. Сможете ли вы в таком положении проехать два круга, вперёд-назад, вперёд-назад, с разворотами, так, чтобы левая рука ни разу не шелохнулась? Представили? Попробовали? Получается?

Не получится! У живого человека рука инстинктивно опустится на колено. Сравните эти “лунные” кадры с тем, как астронавты из миссии «Аполлон-16» вели себя на Земле на тренировочных заездах на ровере – левая рука у водителя (он на фотографии ближе к нам), лежит на бедре около колена. Причём это относится не только к тем моментам, когда ровер стоит на месте, но и когда происходит имитация движения, когда передние колеса вращаются (рис.2, рис.3, рис.4).



Описание: http://leonidkonovalov.ru/upload/medialibrary/627/%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B011.jpg

 

Рис.2. Тренировка на ровере, передние колёса ровера вращаются (нижнее фото). Левая рука опущена.



Описание: http://leonidkonovalov.ru/upload/medialibrary/ebe/%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0-12.jpg

 

Рис.3. Тренировочный заезд на ровере.  



Описание: http://leonidkonovalov.ru/upload/medialibrary/ade/%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B013.jpg

  

 Рис.4. Тренировочный заезд на ровере. По смазке изображения протектора колеса и по пыльному облаку сзади, видно, что ровер движется (нижнее фото).



Мы просмотрели массу фотографий тренировок с ровером – левая рука водителя ровера всегда опущена, не зависимо от того, в скафандре находится астронавт или без него. Держать руку на весу неудобно. А вот кукла может держать руку вытянутой сколь угодно долго.    

  

Кроме этой детали оператор В.Якубович обратил внимание на явную границу, разделяющую переднеплановый грунт от изображения грунта на фоне. Верхняя  и нижняя половина кадра отличаются и по цвету, и по фактуре.

Вывод кинооператора был однозначным: граница раздела говорит об использовании комбинированных съёмок, когда нижняя и верхняя части кадра получены разными способами: нижняя  часть  – это насыпной грунт, лежащий в павильоне в горизонтальной плоскости, а верхняя часть – это изображение на вертикальном экране.

 

Что мы видим во время панорамирования? Съёмочная камера, сопровождая ровер, делает поворот более чем на 120°. При этом на всём протяжении маршрута граница раздела остается примерно на одном и том же удалении от точки съёмки, другими словами, идёт по кругу небольшого радиуса (рис.5). 

 

 

 

Рис.5. Половина панорамы движения ровера, два кадра. Вдоль всего пути сзади за ровером видна граница раздела верхней и нижней части кадра (указана стрелками).

 


Декорация лунного ландшафта по своему исполнению очень похожа на диораму. Диорама – это живописная картина изогнутая полукругом в виде ленты, с передним планом из объёмных предметов, в качестве которых могут быть  какие-то сооружения, реальные предметы или бутафорские, выполненные в масштабе.

 

Вот типичный пример диорамы, музей Бородинского сражения 1812 года, где запечатлён бой между русскими войсками и французами. Это даже не диорама, это панорама, замкнутая в круг картина: длина по кругу - 115 метров, высота - 15 метров (рис.6).

 

 

 

Рис.6. Часть панорамы Бородинского сражения со смотровой площадкой.

 


Задний план – это плоская, двухмерная картина. Первоначально панорама была нарисована Ф.Рубо в 1911-1912 гг. Фон плоский, а на переднем плане размещены трёхмерные объекты:  уменьшенные копии домов, окопов, пушек и предметов обихода (рис.7).




Рис.7. Совмещение переднеплановых объёмных объектов с плоским фоном 

 

 

Если приглядеться, то можно разглядеть границу, отделяющую плоский фон от объектов на переднем плане (рис.8)



 

Рис.8. Хорошо видна граница, отделяющая плоскую картину фона от объёмных объектов на переднем плане.

 

 

Или вот – набор для изготовления диорамы времён гражданской войны в США (рис.9).


 

 

Рис.9. Диорама времён гражданской войны США.

 

 

В приведённых случаях диорам леко увидеть границу раздела подмакетник-фон. Также и в этих знаменитых проездах электромобиля по Луне легко читается, что пространство до границы – это подмакетник - плита, на которой размещают и закрепляют модели и бутафорию, а пространство после границы – плоский нарисованный фон.

На этом фоне изображены лунные холмы. Вполне возможно, что эти холмы нарисованы художником, но возможно, что это фотофон, т.е. фон, выполненный из фотографий.

 

Фотофоны (рис.10) в кино применяются очень часто. 


 

Рис.10. Фотофон, городской пейзаж, как бы вид из окна.

 

 

Особенно, если это вид за окном. Такой фотофон устанавливается в павильоне на небольшом расстоянии от окна (рис.11). 

 

 

 

Рис.11. Съёмка в павильоне, создание эффекта дня. Слева – окно, через которое будет виден фон.

 

 

В качестве фона может выступать не только городской пейзаж, но и, например, как фильме «Дитя человеческое» (2006 г., реж.Альфонсо Куарон) – лесной пейзаж  (рис.12).



CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v80), quality = 75

 

Рис.12. Съёмка лесной декорации, построенной  на сцене D в Pinewood Studios

 


Этот лесной экстрерьер был создан студией Pinewood Studios, расположенной недалеко от Лондона. Эта британская кино-телестудия  служит производственной площадкой всех фильмов серии “Звёздные войны” после 2012 года.

Поскольку в лесу весь свет идёт сверху, от неба, то для имитации такого рассеянного верхнего света в павильоне подвешиваются светильники по всей площади потолка (рис.13).



 

 Рис.13. Подвесные светильники освещают лесной «экстерьер»

 

 

Некоторые стволы деревьев – настоящие, но без кроны. Они устанавливаются перед фотофоном (рис.14, 15).

 


 

Рис.14. Совмещение фотофона и фрагментов лесного пейзажа (отдельных стволов сосен)





Рис.15. Фрагмент декорации с прикрепленными стволами сосен

 


Может ли фон на проездах ровера  быть фотофоном? Ведь ещё за два года до так называемой "высадки" человека на Луну, были получены снимки лунного пейзажа, сделанные с поверхности Луны. Они были отсняты автоматическими станциями «Сервейер» (рис.16). 



Описание: http://leonidkonovalov.ru/upload/medialibrary/f1d/Surveyor_mockup1.jpg


Рис.16. Автоматическая станция "Сервейер" с телекамерой


Поскольку разрешение телекамеры, установленной на Сервейере, было очень низким (максимальное качество соответствовало разрешению 800 х 600 линий), общий вид (панорама) составлялся, как пазл, из более чем ста снимков, снятых с одного и того же места при разных углах поворота телекамеры и зеркала над телекамерой. У панорамных снимов, собранных из отдельных телевизионных фотокадров, качество настолько низкое (рис.17), что использовать их напрямую, как фотофон, нет никакого смысла.

 

 

Рис.17. Лунный пейзаж в месте посадки автоматической станции. Составлен из нескольких десятков снимков.

 


Эти фотографии могут служить лишь образцом текстуры лунной поверхности и ориентиром, как выглядят холмы вдали. То, как выглядят на самом деле холмы на Луне с высоты человеческого роста, никто достоверно не знает, ведь в телескоп с Земли мы видим горы и холмы совсем в другой  проекции. Это незнание истинного вида открывает художникам при изготовлении фона для проезда ровера широкую область для импровизаций. 

Мы полагаем, что лунные холмы на фоне (во время проезда ровера), были всё-таки нарисованы художником, а затем размещены по кругу в виде диорамы.

Есть ещё один фактор, который указывает на то, что перед нами не документальные съёмки проезда ровера по Луне, а комбинированные кадры, выполненные в павильоне. Это - симуляция съёмки с рук.

Если вы посмотрите видео проезда ровера из миссии «Аполлон-16» Ю-тубе, то вам покажется странным, что границы кадра всё время хаотично вибрируют в разных направлениях. Дело в том, что изначально изображение было отснято с сильной качкой, и только сравнительно недавно видео было стабилизировано с помощью процедуры «Дешейкер» (video stabilized using Deshaker v2.5 filter for VirtualDub 1.9.9) - видео 2.





Видео 2. Стабилизированное изображение проезда ровера


Но изначально (в оригинальном видео) изображение ровера в кадре сильно качалось в разные стороны.  Причину того, почему проезд ровера снимался с сильной тряской, объяснил кинооператор Л.Коновалов. По идее, тряски быть не должно, ведь съёмка производилась не с рук - камера жёстко крепилась на кронштейне к скафандру. Вся эта конструкция обладает большой инертностью. Эта инертность ещё больше усиливается в условиях слабого лунного тяготения. Тряска была сделана специально, чтобы скрыть тот факт, что перед камерой на игрушечном ровере находится кукла. Причём по затухающим колебаниям тряски становится понятно, что во время съёмки специально ударяли по ножке штатива. В кино такие удары по штативу обычно делаются ребром ладони. Особенно сильной тряску старались делать в тот момент, когда ровер ещё не тронулся с места - чтобы зритель не успел обратить внимание на неподвижность куклы. Также добавляли тряску, когда кукла двигалась лицом к камере - видео 3.




 


Видео 3 (англ.). Lunar rover (a cinematographer's point of view)



 



Видео 3 (рус.). Как снимался ровер на Луне? Мнение кинооператора.




Вот как в оригинале выглядели две минуты проезда без стабилизации изображения, обратите внимание на умышленно сильную тряску камеры, когда ровер ещё не тронулся с места - видео 4:





Видео 4. Проезд ровера в оригинале, без современной стабилизации


 

   Видео называется “Grand Prix”, как будто астронавты устроили гонку на ровере, чтобы развлечь зрителей и продемонстрировать максимальную скорость движения.

   Лет 15-20 назад, когда качество видеокартинки в интернете было очень низким, с разрешением 320х240, трудно было понять, кто там едет на ровере. Но когда с 16-мм киноплёнки сделали новый скан с разрешением FullHD, да ещё и стабилизировали изображение, сразу стало понятно, что перед нами – неподвижная кукла, у которой из-за тряски во время езды, лишь слегка раскачивается рука на консоли.

      Зачем же понадобилось использовать куклу, хотя такой несложный проезд, казалось бы, вполне можно было отснять на полноразмерной модели ровера? 

Для этого есть две причины. Первая причина - трудность яркого освещения большого участка. Дело в том, что светочувствительность цветных фотоплёнок в те годы была очень низкой. Кинолюбители снимали на плёнки светочувствительностью 50-100 единиц ASA, а самой высокочувствительной считалась киноплёнка со 160 единицами  ASA. Именно такая светочувствительность киноплёнки, по данным НАСА, использовалась для съёмок ровера. Сейчас, когда на любом цифровом фотоаппарате можно выставить светочувствительность 3200 ASA и больше, а минимальное значение порой начинается от 200, уже трудно представить, что 160 единиц в те годы считалось высокой чувствительностью. Для такой чувствительности нужно много света. Если использовать макеты в масштабе 1:8, то всю сцену можно снять в павильоне, размером в 1/10 часть футбольного поля. Высветить такую площадку вполне возможно одним зенитным прожектором с диаметром зеркала 1,5 метра, имитируя свет Солнца. Это самый мощный осветительный прибор (рис.18).




 

Рис.18. Зенитный прожектор с диаметром зеркала 1,5 метра, серийно выпускавшийся в США.


Если же использовать ровер не в масштабе 1:8, а в реальном размере, то потребуется павильон в 8 раз больше по длине и в 8 раз больше по ширине. Площадь увеличится в 64 раза. Вместо размера в 1/10 часть футбольного поля, получится площадь павильона примерно в 6 футбольных полей. Осветить одним прибором 6 футбольных полей просто невозможно, соответственно требуется не менее 60-ти самых мощных осветительных приборов. Как их размещать, если нужно создать ощущение единственного источника света, как бы свет от Солнца?

На стадионах осветительные приборы размещают обычно так (рис.19):




Рис.19. Вечернее освещение стадиона.


Или вот так (рис.20):




Рис.20. Мачта для светильников.


Вы обратили внимание, как много осветительных приборов используется при освещении стадиона? Много осветительных приборов и на съёмочной площадке, чтобы осветить фон  - см.рис.13, 14. Разместить в одном месте 64 зенитных прожектора просто нереально. Именно поэтому для съёмок общих планов сложных сцен в кино используют небольшой павильон и уменьшенные копии.

По мнению кинооператоров, весь проезд ровера снимался в небольшом павильоне с расположенным по окружности рисованным фоном (рис.21). 





Рис.21. Схема съёмки в павильоне проезда ровера для миссии "Аполлон-16"



Есть и вторая причина, почему стали использоваться куклы. При реальных размерах ровера невозможно сделать вылет песка из-под колёс на большую высоту. На форумах можно найти много математических расчётов, показывающих, что при лунном тяготении частички песка из-под колёс ровера (при заявленной НАСА максимальной скорости 18 км/ч) должны подниматься на высоту более 2 метров, т.е. намного выше самого ровера.  

   Снять вылет песка на 2 метра в высоту просто невозможно на полноразмерной модели. В земных условиях даже при скорости отрыва песка 36 км/ч (что в 2 раза больше максимальной скорости ровера) песок поднимается на высоту не более 1 метра (рис.22). 

 

 

Описание: http://leonidkonovalov.ru/upload/medialibrary/65d/22h52m1.png

 

Рис.22. В земных условиях песок из-под колёс не поднимается выше 1 метра.

 

 

А вот на уменьшенной копии сделать вылет песка выше модели можно без труда (рис.23).


 

Описание: http://leonidkonovalov.ru/upload/medialibrary/008/RCCA_29_3.jpg

 

Рис.23. Уменьшенная радиоуправляемая модель движется по песку. 

 

 

Описание: http://leonidkonovalov.ru/upload/medialibrary/7e1/Kames_Knight_Beach_Buggy.jpg

 

Рис.24. Вот так примерно эта модель выглядит вблизи.

 

Использование уменьшенной модели позволяет добиться эффекта высокого вылета частиц песка, в 2 раза выше самой модели. Это почти как на Луне. Таким образом, часть задачи - создание эффекта движения как бы по Луне - решается с помощью уменьшенной модели. Осталось решить последний момент: песок «как на луне» должен медленно падать вниз. Поскольку ускорение свободного падения на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле, то скорость показа нужно замедлить в корень квадратный из 6, т.е. 2,46 раза. Другими словами, чтобы при показе киноролика песок падал вниз медленнее, его нужно снимать на скорости в 2,5 раза выше стандартной - на 60 кадрах в секунду, а проецировать при 24 кадр/с.

Американцы заявляли что мощность двигателей этих лунных джипов была по 190 Вт на колесо. Всего 760 Вт. Это как у средней машины для варки кофе. По статистике средняя мощность кофемашин варьируется от 500 до 1200 Вт. 

Так вот я сильно не уверен, что "джипы" с такими двигателями могут так бежать по вязкому песку. Мне могут возразить, что в конструкции был редуктор, в документации написано что-то около 1:80. Но зачем смотреть документацию, если ровер в кадре не имеет никакого отношения к большой модели? В кадре просто игрушка. И мы видим, что эта игрушка почти мгновенно набирает скорость, как и всякая лёгкая радиоуправляемая модель. А ведь должна весить более 215 кг без человека. Прибавим ещё 160 кг (вес астронавта в скафандре) и получим почти 400 кг. Вес на Луне уменьшается, но масса-то остается. И эту массу не так-то просто сдвинуть с места маломощными моторчиками.

В Москве, в Бауманском институте, на кафедре самоходных машин отрабатывались "лунные" условия. Так вот, могу открыть одну тайну. Не думаю, что тем самым открою военный секрет. Но может быть, для кого-то это будет откровением. Чтобы не было взвеси мелкой пыли в воздухе и имитатор лунного реголита, песок, также слипался, как на Луне, его, этот песок, смачивали маслом.



Вывод относительно ровера на Луне в миссии "Аполлон-16".

По мнению кинооператоров, самые знаменитые проезды ровера по Луне – это всего лишь комбинированные кадры, снятые в небольшом павильоне с использованием куклы и радиоуправляемой модели. Модель была примерно в 8 раз меньше реального  прототипа. Роль удаленного фона выполнял нарисованный задник, который был расположен по окружности. Скорость съёмки устанавливалась специально завышенной, 60 к/с, чтобы при проекции на 24 к/с получить замедленный эффект, как бы эффект слабого лунного тяготения.

 

Замена человека куклами встречается в игровом кино в ХХ веке довольно часто. Впервые неподвижные куклы «ожили» в 1910 году, когда Владислав Старевич  (рис.25) на студии А.Ханжонкова в Москве сделал первый кукольный мультфильм про жуков. 





Рис.25. Владислав Старевич и его первые мультфильмы


Внутри куклы установлен металлический каркас на шарнирах (рис.26), благодаря чему возникает подвижность отдельных частей тела.





Рис.26. Шарнирный каркас внутри куклы



Используя покадровую съемку, можно заставить кукол не только перемещаться в пространстве, но и вращать головой, шевелить руками, выполнять наклоны и приседания (рис.27).





Рис.27. Кукловод меняет положение рук и ног куклы для следующего кадрика.





ВИДЕО


РАБОТА КУКЛОВОДА ВО ВРЕМЯ СЪЁМКИ МУЛЬТФИЛЬМА



    Чтобы получить плавность движений, кукловод вносит небольшие изменения в положения рук и ног, рассчитанные заранее, буквально в каждый кадрик. Эта кропотливая работа отнимает много времени. Съёмка полнометражного кукольного мультфильма может растянуться на два-три года.





Рис.27а. Пример куклы-астронавта.



    Кукольные мультфильмы, предоставленные NASA в качестве доказательств пребывания людей на Луне, как правило, сделаны небрежно, в спешке. Расчёт был сделан на то, что астронавт в скафандре – фигура малоподвижная, поэтому куклы в миссиях «Аполлон» выполняют минимум движений, чаще всего одной правой рукой, в то время как левая всё время висит в воздухе под прямым углом без движения (рис.28). 





Рис.28. Кукла с кисточкой приближается к фотоаппарату. Руки второй куклы согнуты в локтевых суставах под прямым углом. 



   Кроме того, кукла не может выполнить не то чтобы прыжки на Луне,- даже простое шарканье ног с разлётом песка, столь любимое актёрами-астронавтами, у куклы не не получится, - из-за того, что кадры в мультфильме снимаются статичные, а статичный песок никому не интересен. Такой неподвижный песок сразу бы выявил, что перед нами - мультфильм. Из-за этого двигающихся кукол никогда не показывают во весь рост, их снимают так, чтоб не было видно ступающих по песку ног – куклы всё время толкутся около кинокамеры по пояс, максимум, по колено.

Обратите внимание на видео, что для имитации того, что с ровера как бы сошли пассажиры, камеру зашатали... как будто куклы действительно ехали на этом макете.




ВИДЕО

АПОЛЛОН-16. КУКЛА ПЫТАЕТСЯ СТИРАТЬ ПЫЛЬ С ОБЪЕКТИВА БУТАФОРСКОГО ФОТАППАРАТА



   Даже неискушенному зрителю видно, что кисточка, находящаяся в руках первой куклы, вообще не касается объектива, а проходит где-то рядом с фотоаппаратом. Это похоже на то, как плохие актеры изображают игру на рояле - машут над клавиатурой руками, не касаясь клавиш... А вторая кукла почти всё время стоит с растопыренными руками, зависшими в воздухе. Видимо, кукловоды были малоопытные.  

   Вы, наверное, спросите, зачем нужно было использовать куклы в таком простом кадре? Не проще ли поставить живых актёров перед камерой? Было бы гораздо убедительнее.

Но кадр на самом деле непростой. Это - как бы длинный долгий проезд на ровере, где вначале видна только одна дорога и лунный ландшафт, а в конце проезда "водители" слезают с ровера, чтобы выйти и встать перед камерой. Одно дело – показать только дорогу, и совсем иное впечатление, если в начале или в конце долгой панорамы по Луне появится человек. Вот, представьте, вы едете в автомобиле и видеокамерой (или сотовым телефоном) снимаете дорогу по Нью-Йорку через лобовое стекло. И говорите при этом, что вы там были. Возможно, это будет не очень убедительно, поскольку такой проезд могут сделать и без вас. Но вот если в конце кадра вы спанорамируете с дороги в салон автомобиля, а там – вы за рулем, то такой финал убедит всех, что вы говорите правду.

Именно поэтому НАСА посчитало, что для убедительности проезда необходимо показать астронавтов в конце длинной панорамы.

Начинается этот план, длящийся 5 минут, с того, что кукла появляется из-за левой границы кадра и широкой кистью как бы стирает пыль с верхней блестящей поверхности телекамеры. При этом видно, что верхняя зеркальная поверхность телекамеры блестит от чистоты, никакой пыли не заметно, и смысла что-то там протирать вообще нет (рис.29).





Рис.29. Кукла вначале работает с кисточкой, а потом поворачивает зеркально блестящий муляж телекамеры. 



   Кукла возвращается назад, уходит за границу кадра, после чего вся картинка начинает вздрагивать, как будто кто-то сильно раскачивает за кадром ровер с укрепленной на ней камерой. Вот таким образом в НАСА попытались изобразить, что астронавт якобы залезает на ровер. Хотя, как показывают тренировки на Земле, самостоятельно залезть на ровер астронавт никак не мог даже в облегчённом бутафорском скафандре. Обычно влезть на ровер астронавту помогали два или три человека (рис.30). Да и слезть с ровера астронавт сам тоже не мог.





Рис.30. Забраться на ровер и слезть с него астронавту помогают два или три человека.    



ВИДЕО


АСТРОНАВТЫ НЕ МОГЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНО НИ ЗАЛЕЗТЬ НА РОВЕР, НИ СЛЕЗТЬ С НЕГО



А теперь представьте себя на месте астронавта. У вас за спиной ранец жизнеобеспечения, который весит 54 кг (по земным измерениям). Из-за этого ранца ваш центр тяжести оказывается смещён назад, к позвоночнику. Вы сидите на электромобиле откинувшись на спинку сиденья, вытянув ноги вперёд. А теперь вам нужно встать. Точка опоры - пятки - находятся далеко впереди (рис.31).









Рис.31. Чтобы самостоятельно встать с ровера, астронавт должен центр тяжести подвести к месту над точкой опоры. 



   Сможете ли вы, будучи астронавтом в скафандре, наклониться вперёд так сильно, чтобы ранец оказался на одной вертикальной линии с пятками? Нет, не сможете. Попробуем другой вариант. Обратите внимание, как в обычной жизни вы встаёте со стула. Как правило, чтобы не наклоняться сильно вперёд, вы ноги перед подъёмом задвигаете под середину стула, чтобы ваши ступни оказались как раз под центром тяжести. И тогда, разгибая ноги в коленях, вы легко поднимаетесь вверх. А теперь подумайте, сможете ли вы, сидя на ровере (посмотрите на картинку), согнуть ноги в коленях, чтобы пятки оказались под ранцем?  Думаю, ответ ваш будет однозначным: сделать такое физически невозможно. Как же тогда слезть с ровера, если рядом нет двух помощников, как на Земле? Могу биться об заклад, что вы никогда не догадаетесь, какую технику влезания на ровер придумало НАСА! Это изобретение настолько "гениально", что НАСА побоялось показать этот способ на общем плане. В общем, суть заключается в следующем. Астронавт подходит к роверу, встаёт сбоку от него, потом подпрыгивает высоко вверх, в верхней точке полёта перемещается в сторону ровера и, опускаясь вниз, задницей приземляется как раз на сиденье... Точнее говоря, не "приземляется", а "прилуняется" на сиденье. И вот как бы из-за такого толчка, камера, установленная на ровере, резко качнулась, изображение сильно дёрнулось. В кино это называется "отражённое действие" - когда вместо самого действия нам показывают, как оно отражается на других предметах. Стоял астронавт рядом с ровером... пара секунд, толчок камеры... и он уже сидит в ровере.  

Показывать общим планом такую посадку невозможно. Мы увидим либо ассистентов-помощников, либо цирковые лонжи. Поэтому НАСА показало такую посадку на крупном плане. Вот астронавт в шлеме подходит совсем близко к телекамере (кадры из миссии "Аполлон-16"), делает несколько движений вверх-вниз, и на счёт "три" оказывается на сиденье ровера (рис.32). Аналогичные кадры можно найти и в миссии "Аполлон-17".





Рис.32 (gif). Астронавта, как он садится на ровер, показывают исключительно крупным планом (миссия "Аполлон-16").


Такой приём нам хорошо знаком по фильмам. То, что невозможно показать на общем плане, легко выполнить на крупном плане, когда не видно, что находится внизу актёра и по бокам.


ВИДЕО. Фрагмент из фильма "Обыкновенное чудо". 



   После того, как вы посмотрите ещё раз, как астронавтам на Земле помогают залезть на ровер, в вас (как и в меня в своё время) закрадутся смутные сомнения: а может ли астронавт самостоятельно в тяжёлом скафандре и с ранцем за спиной, стоя вертикально, так высоко подпрыгнуть, чтобы в полёте поднять ноги под прямым углом и приземлиться ровно на сиденье? Может ли астронавт самостоятельно залезть на ровер и слезть с него? Вряд ли сможет. Такой важный момент - как астронавт взбирается на ровер на Луне - оказался не зафиксирован в обсуждаемом пятиминутном ролике. За эти пять минут непрерывного киносюжета мы не увидели этот трюк, нам вначале показывают куклу на переднем плане, а когда она скрывается за границей кадра, камеру просто трясут, как будто кукла вспрыгнула на ровер.  Но почему-то после этого кукла вновь появляется из-за границы кадра, всё также по пояс, не дальше, опять крутит телекамеру, уходит из кадра, и уже через полминуты после того, как нам начали показывать этот длинный нудный план, ровер, наконец, трогается с места и начинает движение по «лунному» ландшафту.

Вначале проезда видно, что тени от камешков падают вправо, но уже через несколько секунд – влево (рис.33), - это ровер едет по кругу.





Рис.33. Тень от камешков в начале проезда падает вправо, а потом, при дальнейшем продвижении  – влево.



Направление траектории  меняется несколько раз и целиком выглядит примерно так  (рис.34):




Рис.34. Траектория движения ровера. 



    Ровер долго петляет вокруг одного того же места и в конце 5-й минуты наконец останавливается. И вот только тогда обыгрывается сцена с двумя куклами (см. рис.28). По мнению защитников НАСА, к этому моменту ровер проехал по лунной поверхности около 10 км, а на наш взгляд, все перемещения игрушечного ровера вмещались на съёмочной площадке, по размеру меньшей, чем футбольное поле. На этой площадке были расставлены макеты лунных гор, вырыты небольшие кратеры и разбросаны мелкие камешки. Есть такая профессия - макетчик, он делает уменьшенные копии разных объектов. Чаще всего эти макеты в 8-10 раз меньше реальных объектов (рис.35, 36).





Рис.35. Кинооператор Л.Коновалов около макетов. 





Рис.36. Кинорежиссёр Андрей Тарковский проверяет макет дома, фильм "Жертвоприношение" (1986 г.).


В музеях и на выставках можно видеть большое количество макетов.

Вот макет, где много гор (рис.37):




Рис.37. Макет с изображением гор - лыжная трасса в городе Сочи (Россия), где проходила Олимпиада-2014.


А вот почти что целый город, в миниатюре - рис.38:





Рис.38. Гранд макет. Общий вид города.


А вот - самая большая в мире миниатюрная железная дорога в городе Гамбурге (Германия), протяженность железнодорожных путей - 13 км!

  


Видео. Самая большая в мире миниатюрная железная дорога.



Те лунные ландшафты, что мы видим на проездах ровера в миссии "Аполлон-16" - обычные макеты. Площадь они занимают небольшую, меньше футбольного поля. Именно поэтому ровер всё время петляет и крутится вокруг одного и того же места.

   Смотреть на проезды ровера физически тяжело: не потому, что они скучные и там в течение пяти минут ничего не происходит, не потому, что сразу чувствуется фальшь, а потому, что изображение всё время дергается короткими рывками. Куклы двигаются стоп-кадрами и совершают неестественные движения.

  Мультипликаторы, которые снимали этот кукольный спектакль, прекрасно понимали, что они не смогут добиться от куклы правдоподобия человеческого движения. Это только сравнительно недавно появилась технология, позволяющая очень точно скопировать движения человека и передать их неодушевлённому объекту - “motion capture» - технология захвата движения. На актёре крепятся светодиодные маркеры или светоотражающие элементы, и данные с этих датчиков через съёмочную камеру отправляются в компьютер. Алгоритм движения датчиков привязывается к определенным участкам трехмерных моделей, отчего движение моделей приобретает невероятную реалистичность (рис.39).



   

Рис.39. Технология захвата движения, motion capture.



Готовая к коммерческому использованию система захвата движения «motion capture» появилась только к середине 90-х годов ХХ века. Именно к этому времени появились быстро работающие компьютеры, способные обрабатывать графику.

Чуть позже, в 2002 году, в фильме «Властелин колец» была применена  технология захвата не только движения, но и мимики лица актёра, и передачи её компьютерному 3D-персонажу, «perfomance capture». Компьютерные персонажи стали выглядеть по-настоящему живыми (рис.40).





Рис.40. Использование технологии захвата движения и мимики актёра, «perfomance capture”, в фильме “Властелин колец”.



   Но в 1969-72 гг., не было ещё никаких компьютерных технологий. Бортовой управляющий компьютер для программы «Аполлон» (рис.41), который мог производить вычисления, был разработан в Массачусетском технологическом институте в начале 1960-х годов, и ресурсы этого компьютера были меньше, чем у обычного современного калькулятора. 





Рис.41. Бортовой управляющий компьютер Аполлона-11.



    И  кадры с куклами для миссий «Аполлон» снимались в павильоне «по старинке», как обычный кукольный спектакль – на киноплёнку, с небольшим изменением положения рук куклы-астронавта от кадра к кадрику. Получилось в результате не очень убедительное кино про Луну, всё выглядит как обычный кукольный мультфильм.

    Здесь следует добавить, что в докомпьютерную эру всё-таки была технология, позволяющая копировать движения человека с большой точностью и переносить их на киноэкран, на неодушевлённые персонажи. И эта технология давала прекрасные результаты. В том, что результаты были действительно прекрасные, вы можете убедиться, посмотрев любой мультфильм Диснея – движения рисованных персонажей очень реалистичны. Технология называется ротоскопирование и впервые была применена в 1914 году Максом Флейшером. Суть заключалась в том, что вначале на кинопленку снимали живого человека, а потом с помощью небольшого покадрового проектора отснятое изображение проецировалось на одну сторону стекла, установленного вертикально, как мольберт. С другой стороны стекла находился художник, который на приложенный к стеклу целлулоид детально обрисовывал нужные элементы. И так – кадрик за кадриком. А потом картинки на прозрачном целлулоиде переснимались – и получался мультфильм, в котором нарисованный персонаж двигался абсолютно так же, как и живой человек.

   Эту технику активно использовал в 40-е годы и У.Дисней, разбирая по кадрам кинематику движения не только людей, но и животных. С помощью ротоскопа были сделаны мультфильмы “Золушка”, “Белоснежка и семь гномов”, “Алиса в стране чудес”. Чтобы движения в танцах не выглядели угловатыми, приглашали профессиональных танцовщиц и художники кадр за кадром копировали положения рук, повороты головы и разлет платья танцовщицы (рис.42).





Рис.42. Фазы танца в мультфильме копировались с движений профессиональной танцовщицы. 



   Когда вы видите, как естественно и органично в мультфильмах Диснея двигаются не только люди, но и животные, то знайте, в большинстве случаев  движения и ракурсы получены методом ротоскопирования (рис.43).



 


Рис.43. Примеры ротоскопирования из мультфильмов Диснея.



Видеоролик о ротоскопировании:

https://www.youtube.com/watch?v=wAcGZdW6YXE



  Однако даже эта технология, возникшая в 1914-15 гг. и хорошо зарекомендовавшая себя на киностудиях, где делались мультфильмы, не была применена к куклам, изображавшим астронавтов НАСА. Ведь можно было вначале отснять действия реального актера в скафандре, а затем на куклах один к одному повторить все изменения корпуса и рук, от кадра к кадру.  Конечно, это очень кропотливая работа. Например, на студии Диснея на съёмку 20-секундного фрагмента уходила порой целая неделя. А перед работниками НАСА стояла другая задача - каждые полгода для новой миссии выдавать на гора целые сериалы. Поэтому ничего такого кропотливого сделано не было: то ли спешка была (выдать результат к какому-то числу), то ли избыточная самоуверенность (что народ не заметит подмены), то ли у кукол не двигались пальцы - в общем, движения кукольных астронавтов получились неестественно корявыми.

   Видя по первым результатам, что получается не совсем убедительное кино, мультипликаторы придумали и осуществили “уловку”, чтобы спасти ситуацию от провала: астронавты якобы экономили 16-мм киноплёнку (кадры сняты плёночной кинокамерой), и поэтому снимали не на 24 кадра в секунду, а на скорости 6 к/с. А потом в кинолаборатории каждый статичный кадрик был размножен (повторен по 4 раза), чтобы в секунде стало 24 кадра, поскольку 24 к/с - это стандартная частота показа фильма в кинотеатре. Получились короткие стоп-кадры, меняющиеся 6 раз в секунду. В таком виде НАСА и выдало на показ этот кукольный спектакль. 

    Для демонстрации по телевидению ролик был переделан ещё раз. Поскольку в Америке частота переменного тока 60 Гц, то показ кинопленки на телевидении идет со скоростью 30 кадров в секунду. Видеоматериал проезда ровера, выложенный сейчас на Ю-Тубе, как раз и переделан под стандарты США на показ со скоростью 30 к/с. И если вы рассмотрите в монтажной программе этот проезд по кадрам, то увидите, что 6 отснятых в секунду кадров кукольного спектакля были превращены в 30 необходимых для показа кадров путём дублирования каждого кадрика по 5 раз. Пять раз повторяется первый кадрик, затем второй кадрик повторяется тоже 5 раз, третий кадрик пять раз и т.д.. Из-за таких стоп-кадров возникает “рваность” и дёрганость движений.   На наш взгляд, уловка со стоп-кадрами никак не помогла: то, что в кадре вместо людей находятся куклы, всё равно читается однозначно.





    ВИДЕО. "Аполлон-16". Две куклы изображают чистку камеры от пыли, и ровер едет дальше.



Возьмём проезды ровера из другой миссии, например, NASA Apollo 15 Mission Footage – это длинный проезд на ровере по лунному ландшафту. По замыслу НАСА, эти проезды выполнены 16-мм кинокамерой (рис.44), укреплённой на ровере с правой стороны (по ходу движения) (рис.45).




Рис.44. 16-мм кинокамера “Маурер”.





Рис.45. 16-мм кинокамера крепилась на правой стороне ровера.


    

  Этот долгий нудный проезд из миссии "Аполлон-15", так же, как и в миссии "Аполлон-16", снят покадрово, с применением кукол и макетов. Через некоторое время ровер останавливается, и из-за левой границы кадра появляется кукла-астронавт. В течение двух минут кукла делает какие-то движения, типа поправляет антенну, а затем после грубой склейки в кадре вместо куклы оказывается живой человек. Кроме того, меняется фон за астронавтом (рис.46), меняется тональность кадра, появляется синеватый оттенок.





Рис.46. Склейка двух планов. Куклу (кадр слева) заменили на живого человека (кадр справа). 


      И вот что странно. Пока кукла была в кадре, и мы в течение 39 секунд видели её неподвижную руку, кукла не шевельнула ни одним пальцем. Целых 39 секунд! Но как только после склейки появился живой человек, он тут же стал шевелить руками, двигать пальцами, крутить в руках какую-то деталь (это - гномон) и крепить её куда-то к спинке ровера (рис.47).





Рис.47. Слева – неподвижная рука куклы, справа – актёр двигает всеми пальцами.






ВИДЕО. Появление куклы с неподвижной рукой



    Потом актёр делает вид, что садится на ровер (рис.48, кадр слева), но поскольку мы знаем, что самостоятельно (без помощи двух ассистентов) он этого сделать никак не мог, то этот момент и не показан. Просто следует грубая склейка…, и на ровере уже сидит неподвижная кукла (рис.48, кадр справа).






Рис.48. Живого актёра (слева) через склейку подменяют неподвижной куклой (кадр справа).



   И, как вы, наверняка, догадались, что статичный (т.е. снятый практически без движения камеры) план с живым актёром заменили на куклу для того, чтобы кукла могла долго «ездить» по павильону среди бутафорских гор. А живого человека показали, чтобы зритель думал, что до и после этого плана, тоже были показаны живые люди.



Вот как эта склейка выглядит на видео:



Видео. Момент, когда актёра меняют на куклу.



 С неподвижной куклы панораму сразу переводят на дорогу, на пейзаж, ровер ездит вокруг одного и того же места, проезжает второй раз по своей же колее (рис.49).





Рис.49. Панорама на 90 градусов вправо, с игрушечного фотоаппарата на передок ровера.



Случаи, когда живого человека заменяют куклой, встречаются в кино довольно часто. Такой приём применяется тогда, когда нужно совершить какой-либо трудно выполнимый или опасный трюк. Например, человек падает с горы в пропасть. На крупном плане мы видим, как человек цепляется руками за край обрыва, а в следующем, общем плане, уже летит в пропасть. И в пропасть падает манекен. Обычно этот манекен такого же роста, как и реальный человек, но есть много случаев, когда манекен, заменяющий человека – всего лишь маленькая кукла.

Вот, например, как маленькая кукла сыграла Чарли Чаплина в фильме «Золотая лихорадка» (1925 г.). Домик, в котором остановились Маленький Бродяга и Большой Джим, ночью, во время снежной метели, снесло на край обрыва. Утром Чарли Чаплин пытается открыть дверь, но она примёрзла (рис.50).


 


Рис.50. Маленький Бродяга пытается открыть примёрзшую дверь.


 

Маленький Бродяга с разбега толкает дверь и вылетает наружу, повиснув на дверной ручке над пропастью (рис.51).


 


Рис.51. Человечек повис над пропастью.

 

Увидев, что под ним пропасть, Маленький Бродяга забрасывает ноги назад в дом и втягивается вовнутрь. Этот опасный трюк выполнила кукла. А чтобы кукла могла поднять ноги и забраться назад, к ногам были привязаны ниточки, за которые куклу втягивали в игрушечный домик.

 


ВИДЕО  Человечек забирается назад в домик



В фильме «Космический рейс» («Мосфильм», 1935 г.)  есть сцены, где космонавты путешествуют по Луне. Из-за малой гравитации они совершают гигантские прыжки. По неосторожности один из космонавтов проваливается в пропасть. Падение в пропасть на общем плане выполняла кукла, она скатывалась в клубах пыли на дно пропасти (рис.52).



 

Рис.52. Космонавт на Луне проваливается в пропасть. Здесь в кадре его заменяет кукла.

 

 

А на среднем плане куклу подменяет актёр (рис.53).




Рис.53. Из пыли поднимается актёр.

 



ВИДЕО – "Космический рейс" - фрагмент 1


 

Конечно же, путешественники по Луне должны продемонстрировать малую гравитацию, космонавты должны показать гигантские прыжки. Актёры в павильоне не могли прыгнуть так далеко, как это могло быть на Луне, поэтому в актёрских сценах на среднем плане давалось лишь начало  прыжка, отталкивание (рис.54), а сам полёт показывался на общем плане.

 

 

 


Рис.54. В начале прыжка показан актёр.


И «полёт» выполняла кукла, снятая методом мультипликации, покадрово (рис.55).


 


Рис.55. Кукла изображает "полет" на Луне во время прыжка.



ВИДЕО – "Космический рейс" - фрагмент 2




 И не только людей заменяют куклами, макеты появляются и вместо реальных автомобилей, как, например, в фильме "Назад, в будущее" (рис.56).





Рис.56. Рабочий момент съёмок фильма "Назад, в будущее" (3-я серия). Два автомобиля в кадре - настоящий и уменьшенная копия.



В фильме "Назад, в будущее", во время проезда по железной дороге почти всё время использовался реальный паровоз, а для кадров, когда паровоз взрывается, использовали уменьшенную копию, игрушечный макет (рис.57).





Рис.57. Кадр из фильма, где использовались макеты



Также сцена с падением паровоза в пропасть снималась с помощью макетов (рис.58).





Рис.58. Макет паровоза падает с недостроенного моста



Вот точно так же и с обсуждаемым проездом ровера по Луне – на среднем плане снят актёр, а затем, на долгом проезде, его заменяет кукла. И вместо ровера используется модель, уменьшенная копия.

Те, кто знакомится с такой технологией съёмок, сразу задают удивлённый вопрос:

- Так что же, нужно строить два одинаковых павильона? Один – для реальных актёров, второй – для кукол?

Да, конечно. И это не так сложно.

Дело в том, что когда снимают актёрские сцены, это, как правило средние планы, и за актёрами мало виден фон. Поэтому в полноразмерном масштабе нужно выполнить лишь небольшую часть декорации.

Более того, даже полномасштабные декорации делают не полностью. Тщательно готовят (декорируют) только те участки, которые войдут в кадр. Это можно увидеть, например, на декорациях замка, изготовленных для съёмок фильма "Кочевник" (2005 г., Казахстан-Россия-США) - рис.59-62.




 


Рис.59. Готовые декорации замка к фильму «Кочевник».


 


Рис.60. Сторона замка, которая не войдёт в кадр при съёмке, остается в строительных фермах.




Рис.61. Тыльная сторона декорации замка. Кирпичная кладка - бутафория из пластика.




Рис.62. В кадре из-за стены замка будет видна только верхняя часть минарета, низ минарета не будет показан.








Рис.63-65. Кадры из фильма "Кочевник" с минаретом.


Для кадра выстраиваются только те элементы декорации, которые будут видны при съёмке. Так, в фильме «Золотая лихорадка» дом, где остановились Бродяга и Джим, мы видим в реальном размере не полностью - лишь часть стены снаружи и входную дверь (рис.66).


 


Рис.66. Дом снаружи в реальном размере показан только в виде одной стены и входной двери.


А дом целиком снаружи мы видим во время метели только в виде макета (рис.67).

 


Рис.67. Макет дома. Сцена с ночной метелью.

 


Точно такая же «киношная» технология использовалась во время съёмок лунных миссий. Когда реальный актёр упражняется с гномоном, за ним на фоне видна лишь часть горы, при этом камера не делает никаких панорам: иногда сдвигается чуть-чуть вправо или чуть-чуть влево (рис.68). 





Рис.68. Актёр складывает гномон.



     В масштабе 1:1 нужно сделать лишь небольшой участок фона. Мы видим на фоне мягкие очертания горы и фактуристый, с камешками, грунт вблизи. А в кадре с куклой, который идёт встык, фон уже немного другой, гора не очень похожа на ту, что была в предыдущем плане, и весь пейзаж сзади стал какой-то «замыленный». Видно, что фон - бутафорский, хотя по идее, что первый кадр, что второй, снимается с одного и того же места (рис.69).


 


Рис.69. Два кадра сняты с одного и того же места, но фактура фона вдруг поменялась.

 

  

   Сделать гигантский павильон, изображающий лунный ландшафт, просто физически невозможно (он должен быть просто неимоверной высоты и ширины!), а вот сделать макеты гор, расставить их на футбольном поле и запустить туда игрушечную машинку, изображающую луноход – задача легко выполнимая. 

Вполне возможно, что горы на дальнем плане с другого ракурса выглядели примерно так, как это было показано в одном из эпизодов фильма про Джеймса Бонда  "Бриллианты навсегда" (1971 г.) - рис.70,71.





Рис.70. Съёмка фильма про астронавтов на Луне.





Рис.71. Вот так в фильме выглядят "лунные" горы с другого ракурса.



     Есть ещё одно удобство использования кукол. Для таких съёмок не требуется много света, ведь все кадры снимаются совершенно статичные, без движения в кадре, и выдержку не обязательно делать 1/250 с, как в солнечный день. Почему мы заговорили о большой выдержке? Дело в том, что при съёмке макетов и кукол с близкого расстояния наблюдается маленькая глубина резкости. Чтобы получить бОльшую глубину резкости, как будто на реальных масштабах, объектив приходится сильно диафрагмировать. При диафрагмировании глубина резкости увеличивается - это знают все фотографы. Но уменьшение диаметра отверстия диафрагмы требует увеличения выдержки, времени экспонирования. При съёмке кукол мы не ограничены во времени, у нас нет обязательной привязки к короткой выдержке 1/250 с, куклы будут терпеливо ждать и стоять совершенно неподвижно, пока их не снимут на нужной для глубины резкости выдержке, даже если это будет 1 секунда.

   Иногда во время проезда в кадре появляется часть колеса, точнее, крыло над колесом. Но из-под него не сыпется никакой песок (рис.72, кадр справа), даже при остановке ровера. А ведь должен!





Рис.72.В кадре (справа) видно крыло над колесом ровера.



Почему мы утверждаем, что песок должен ссыпаться с колёс? Да потому что НАСА показало нам проезд этого ровера с боковой точки, и мы видим, как то и дело из-под колёс, захваченный грунтозацепами, вылетает песок (рис.73):




Рис.73 (gif). При движении ровера песок ссыпается с колёс.



  Но почему-то, когда съёмочная камера переносится на ровер, песок из-под колёс перестаёт сыпаться. Вы смотрите минуту проезда, вторую, третью минуту, четвёртую, ровер то въезжает на небольшую горку, то стремительно опускается вниз, но разлетающегося песка вообще не видно. Разгадка проста. Длинные проезды сняты покадрово, как снимаются мультфильмы. Отсняли один статичный кадр, немного передвинули машинку вперёд - отсняли следующий кадр, ещё на чуть-чуть передвинули игрушечную машинку - и опять сняли статичный кадр. Вот и нет нигде движущегося песка.

  Куклы встречаются не только в миссиях "Аполлон-15" и "Аполлон-16". Вот, например, кадр из миссии "Аполлон-14" (рис.74), который, согласно легенде, снят широкоугольным объективом «Биогон» (Biogon) с фокусным расстоянием 60 мм.





Рис.74. "Аполлон-14", кассета (magazine) 68/ММ. Снимок AS14-68-9486.



   Зная фокусное расстояние объектива "Биогон" (60 мм), установленного на фотоаппарате  «Хасельблад 500» из миссии "Аполлон-14" (рис.75), можно рассчитать расстояние до астронавта.





Рис.75. Фотоаппарат "Хассельблад 500" с объективом "Биогон" из миссии "Аполлон-14". Спусковая кнопка находится под объективом.


            

     Поскольку для объектива "Биогон" угол между перекрестиями составляет 10,3° (по данным НАСА), а фигурка занимает по высоте 2°, то получается, что до астронавта около 54 метров. И за ним в глубину к горизонту тянется пространство как минимум ещё метров на 100. Что же – получается, что перед нами просто гигантский павильон, превышающий несколько футбольных полей? Как тогда, если это павильон, освещать его одним-единственным прожектором?

      Разгадка на самом деле, проста. Павильон по-прежнему небольшой. И до астронавта не 54 метра, а всего-навсего 7. Да-да, всего 7 метров. Дело в том, что вместо реального астронавта в кадре установлена неподвижная кукла высотой около 25 см (однозначно не более 30 см). А рядом с ней стоит игрушечный макет лунного модуля, примерно в 8 раз меньше настоящего.

        В реальных размерах эти игрушки выглядят примерно так, как показали «Разрушители мифов» в 104 серии (рис.76).  Вполне возможно, что это и есть тот самый реквизит, что остался от съёмок лунной эпопеи.



 


Рис.76. «Разрушители мифов» (серия 104) демонстрируют макет лунного модуля и куклу-астронавта.



         Вся съемочная площадка – это опять тот же самый участок шириной около 30 метров. И его без проблем освещают одним искусственным источником света. А чтобы вы не догадались, что в кадре находятся игрушечные объекты, в кадр добавлены два вида технического брака. Это, во-первых, умышленная засветка всего кадра: вместо абсолютной черноты космоса верхнюю часть кадра заполняет светло-серая пелена.

        Вполне возможно, что специалисты, которые готовили астронавтов к фотосъёмке на Луне, забыли предупредить астронавтов, что на Луне днём светит солнце. И астронавты как бы случайно забыли взять с собой бленды, защищающие линзы объектива от боковых засветок.

        Любой фотограф, даже не профессионал, а самый обычный любитель, знает, что в солнечную погоду нужно пользоваться блендой. Она всегда идёт в комплекте к фотоаппарату (рис.77).





Рис.77. Бленда на объективе.

     


     А что же мы видим в лунных экспедициях? Никто из астронавтов не догадался во время съёмок использовать бленду. А ведь у объектива "Биогон" передняя линза находится очень близко к краю оправы (рис.78).





Рис.78. Объектив "Биогон", вид спереди. 



        Конечно, любой боковой свет от яркого источника тут же вызовет рассеяние света в линзах. Однако, эта засветка не испортит весь снимок так сильно, как показано на рис.73 (лунорама). Ведь объектив «Биогон» - дорогая профессиональная оптика с многослойным просветлением. Просветление было придумано как раз для того, чтобы гасить световые волны, отраженные от поверхности линз. Мы видели на других снимках НАСА (рис.79), что солнце в кадре не вызывает засветку всей площади кадра. 





Рис. 79. Солнце и вид Земли с орбиты. Снимок НАСА, номер по каталогу AS11-36-5293.



Это подтверждают и многочисленные фотоснимки, сделанные за многие годы с борта Международной космической станции – никакой серой пелены, заволакивающей весь кадр, на снимках нет, когда солнце светит прямо в кадр (рис.80,81).





Рис.80. Съёмка с борта Международной космической станции.





Рис.81. Съёмка с борта МКС. Солнце светит в кадр.


Почему же «лунный» снимок (рис.73) выглядит так, как будто снят дешёвой «мыльницей», на которой установлен объектив с засаленными пластмассовыми линзами?    

       Разгадка заключена в том, что эта усиленная засветка добавлена специально для ухудшения качества снимка. Согласно легенде, засветку провоцировала пыль - не успел фотограф на «Луне» расчехлить фотоаппарат, как тут же пыль толстым слоем покрыла весь фотоаппарат.   Оттого и получился снимок бракованным с технической точки зрения. Но именно этого и добивались специалисты НАСА – получить как можно больше снимков с техническим браком (рис.82). Так, только в одной кассете (Magazine 68/ММ), содержащей 101 «лунный» снимок, технический брак был сделан на 23 снимках.





Рис.82. Четыре последовательных кадра из миссии "Аполлон-14" с умышленным техническим браком (кассета 68/ММ) - засветкой всего кадра.



       Второй вид брака, легко читаемый в снимках с куклами, выглядит очень забавным. Это – смазка изображения, так называемая «шевелёнка». Особенно это заметно в снимке  AS14-68-9487 (рис.83, 84).





Рис.83. "Аполлон-14", кассета (magazine) 68/ММ. Снимок AS14-68-9487.





Рис.84. Фрагмент снимка AS14-68-9487, отчётливо видна смазка изображения.



        Любой фотограф удивится – ну какая может быть смазка изображения в солнечную погоду при выдержке 1/250 с? Ведь именно при такой выдержке, согласно легенде, снимали астронавты лунные пейзажи, освещенные солнцем (рис.85).




      

Рис.85. Памятка для астронавта на кассете фотоаппарата, что в солнечную погоду нужно снимать на выдержке 1/250 с.



       Сам объект в кадре совершенно статичен (лунный модуль стоит неподвижно), следовательно, смазка изображения происходит от того, что во время экспонирования движется фотоаппарат.

       У фотолюбителей часто бывает смазка изображения (так называемая “шевелёнка”) при съёмке с рук на выдержках 1/30 с и длиннее. Спусковая кнопка на плёночных фотоаппаратах расположена так, что нажимать на неё приходится сверху вниз. Поскольку при съёмке с рук под фотоаппаратом нет опоры (в это время вторая рука наводит объектив на резкость) (рис.86), то при нажатии на спуск (давить приходится сильно, чтобы преодолеть сопротивление пружины) весь фотоаппарат начинает короткое движение вниз, и в этот момент происходит экспонирование кадра. Так получается смазка изображения при съёмке без штатива. 





Рис.86. Чтобы произвести съёмку кадра, на спусковую кнопку нужно с силой надавить сверху вниз.



       У фотографов смазка встречалась чаще всего на кадрах, снятых в помещении или в вечернее время, при недостаточном количестве света, когда приходилось удлинять выдержку. Но днём, в солнечную погоду, когда время экспонирования фотоплёнки длится меньше одной сотой доли секунды (1/250 или даже 1/500 с), смазка никогда не наблюдалась. Удивительно, отчего же возникла “шевелёнка” на “лунном” снимке? Удивление только усилится, когда мы посмотрим, какой ход у спусковой кнопки, находящейся под объективом, на фотоаппарате Хассельблад (см.рис.74). При спуске затвора кнопка движется не вертикально сверху вниз, а горизонтально, в глубину фотоаппарата.  К тому же фотоаппарат у астронавтов жестко крепится на кронштейне на скафандре, на уровни груди (рис.87). Фактически получается аналог съёмки со штатива на выдержке 1/250 с. Как при этом возникнет смазка изображения?








Рис.87. Фотоаппарат крепился на кронштейне на скафандре.



     Наше мнение совершенно однозначно: сильная засветка кадра и “шевелёнка” делались специально, чтобы скрыть тот факт, что в кадре находятся куклы и макеты.

     И поскольку кукла сама ходить и прыгать не может, то вы не увидите «лунных» ДАЛЬНИХ планов, снятых в режиме видео или кино, где маленькая фигурка астронавта ходит или бегает. За все миссии Аполлонов не снято ни одного ДАЛЬНЕГО плана, где актер-астронавт удалился бы от точки съемки дальше, чем на 25-27 метров.

      Вот самый дальний план с живыми актёрами, снятый телекамерой, который нам удалось отыскать. Это миссия «Аполлон-16»: астронавт бежит к лунному модулю (рис.88):




Рис.88. Астронавт бежит к лунному модулю.



     В павильоне, где производилась съёмка, на фоне нет киноэкрана с изображением гор, задник сделан из чёрного бархата.
Этот кадр снят перекошенной камерой, чтобы создать ощущение горного массива, горизонт завален на 11°. Это отчетливо видно по тому факту, что фигура человека расположена не вертикально, а под углом. Чтобы обмануть зрителя и сымитировать эффект слабого лунного тяготения, скорость съёмки была увеличена до 60 кадров в секунду (вместо нормальных 24), при проекции получается замедление в 2,5 раза. Если выровнять горизонт и сделать скорость проекции такой же, как и скорость съёмки, то мы увидим, как в реальности бежал актёр: он почти не поднимал ног, шаркал, чтобы раскидывать песок по сторонам, и быстро семенил. Конечно, это снято на Земле.



ВИДЕО:  Аполло-16. Астронавт подбегает к лунному модулю



      Когда мы видим дальние планы с маленькой фигуркой астронавта, то там вместо живых актёров размещены неподвижные куклы высотой примерно 25 см и макеты лунного модуля и ровера в масштабе 1:8.

     Например, на трёх последовательных кадрах миссии "Аполлон-15", снятых с интервалами во времени (рис.89), мы видим абсолютно неподвижную куклу, с бутафорским фотоаппаратом, застывшую в одном и том же, трудно удерживаемом положении, с приподнятой левой ступнёй (рис.90).





Рис.89. "Аполлон-15". Три последовательных кадра с неподвижной куклой.





Рис.90. Фигура астронавта одинаково застыла на всех трёх кадрах. Это - кукла, высотой примерно 25 см.



     При беглом просмотре кажется, что кукла что-то там делает, меняет своё положение, но на самом деле она абсолютно неподвижна. Просто фотограф меняет свое положение относительно объекта съёмки – он не только поворачивается по оси вправо и наклоняет камеру вверх-вниз, но ещё и смещается по горизонтали, как бы заходит кукле за спину.

В следующей триаде кадров (рис.91) тоже фигурирует кукла.




     

Рис.91. "Аполлон-15". Три кадра с игрушечным ровером и куклой.



       И опять она стоит в неестественно неустойчивом положении (рис.92), но не падает только потому, что одной рукой зацеплена за деталь на ровере. Только на этот раз кукловоды от кадра к кадру слегка меняют положение туловища куклы.   

  




Рис.92. Кукла застыла в неустойчивом положении.  



      Опять мы видим отчетливую горизонтальную линию, разрезающую кадр примерно на на две части – это граница между фоном и насыпным грунтом (рис.93).





Рис.93. По середине кадра проходит горизонтальная разделительная линия - кадр состоит из двух независимых частей.





Рис.94. Фрагмент предыдущего кадра. Отчетливо видна линия, разделяющая вертикальную плоскость фона от горизонтальной плоскости павильона.



      Верхняя половина кадра - это экран, плоская фотография с горами и оврагами (рис.94),  а нижняя половина кадра – куклы и макеты, расставленные в павильоне. Мы видим использование бокового света, чтобы не засветить изображение на фоновом экране.   

      Какие ещё детали свидетельствуют о том, что перед нами вместо живых людей находятся куклы? Это – песок на переднем плане: он слишком крупнозернистый. Астронавтов уменьшили в 8 раз, а песок, имитирующий лунный реголит, оставили прежним. Мы знаем, что реголит, в котором  основная масса частиц имеет размер 0,03—1 мм, по своему внешнему виду больше похож на вулканический пепел, нежели на речной песок. А здесь, на этих фотографиях (рис.93), песок неестественно крупный по сравнению с песком на других фотографиях, где нет кукол.

      А вот ещё несколько фотографий – дальние планы с лунным модулем и ровером. Это – макеты, уменьшенные копии, в масштабе примерно 1:8. Наверное, макет лунного модуля получился не очень правдоподобным, поэтому кадры с модулем как бы случайно попали под сильную засветку, отчего «чернота» космоса превратилась в «молоко» (рис.95).

  



Рис.95. Миссия "Аполлон-15". Дальние планы с макетами опять попали под засветку.


    И поскольку эти три кадра с игрушечным ровером и лунным модулем представляют собой последнюю часть панорамы, то и начало панорамы (рис.96) снимается в той же самой декорации и тоже с игрушками.





Рис.96. Кадры начала панорамы


     Астронавт в начале панорамы – всего лишь кукла, застывшая в неустойчивом положении. И чтобы она не упала, её правой рукой упёрли в подставку (рис.97).





Рис.97. Кукла в начале панорамы. Под рукой подставка, чтобы кукла не упала.



      Мы полагаем, что кукол специально снимали в таких неустойчивых положениях, как будто это остановленная фаза какого-то движения. Ведь если поставить куклу строго вертикально, то даже школьник заметит подвох и поймёт, что его пытаются обмануть с помощью бутафории.

     Сделать уменьшенную копию ровера американцам удалось довольно неплохо, поскольку ровер - обычное механическое устройство, неодушевленный объект. К тому же никто не знает, как этот ровер выглядит на самом деле вблизи. И они снимали эту игрушку не только издалека, но даже и с относительно близкого расстояния. Ровер казался правдоподобным, как правдоподобными нам кажутся коллекционные модели автомобилей, выполненные в масштабе (рис.98).





Рис.98. Масштабные модели автотранспорта (масштаб 1:8).



    Но как только на игрушечный ровер сажали куклу-астронавта, весь эффект правдоподобности полностью исчезал (рис.99). Сразу возникало ощущение, что на ровере сидит лёгкая неподвижная кукла без признаков жизни. 





Рис.99. Кукла на игрушечном ровере из миссии "Аполлон-17".



     Если вы думаете, что такой кадр с куклой в миссии "Аполлон-17" один-единственный, то вы ошибаетесь. Таких кадров - несколько десятков! Использование макетов и кукол - это самый распространенный приём НАСА для получения дальних планов и "лунных" ландшафтов. Вот друг за другом идут сразу три кадра игрушечного ровера и усаженной на нём куклой (рис.100). 





Рис.100.Три последовательных кадра из миссии "Аполлон-17" с игрушечным ровером и неподвижной куклой.



     После этих трёх кадров идут ещё три кадра того же самого ровера, только немного с другого расстояния. Конечно, это всё снимается в одной и той же декорации. Но вот что странно: за время, пока снимались эти три кадра, а потом перешли на другое место и начали опять снимать ровер с астронавтом, кукла не шелохнулась ни на миллиметр. Это просто какой-то жуткий непрофессионализм кукловодов. Ведь чтобы отснять "Хассельбладом" даже 3 кадра, требуется относительно много времени. Пленочный фотоаппарат "Хассельблад" снимает не так быстро, как современные цифровые фотоаппараты (в определённом режиме цифровой фотоаппарат может снимать по несколько кадров в секунду). А как снимает "Хассельблад"? После нажатия спусковой кнопки в фотоаппарате вдоль плёнки пробегает световая щель между двумя движущимися шторками затвора, после этого включается мотор на перемотку пленки на следующий кадр, и заново взводится затвор. Это длится около двух секунд. Чтобы отснять три кадра с панорамированием камеры, потом отойти в неудобном скафандре на другую точку, прицелиться и начать снимать новую серию кадров, требуется определённое время. Но в НАСА даже  не попытались придать кадрам хоть какую-то жизненную достоверность - просто тупо отсняли три раза куклу без движения, отошли на другое место и опять стали снимать всё тот же статичный объект.

     И как вы, наверное, догадываетесь, весь этот эпизод с ровером на фоне лунного ландшафта, от начала до конца, снят в одной и той же декорации. И на всех ста кадрах этой кассеты фигурируют только куклы и макеты. Все остальные панорамы - это тоже бутафория в масштабе 1:8. Лунный модуль в кадре - не более чем макет, вполне возможно, что изготовленный из картона (рис.101).






Рис.101. "Аполлон-17". Лунный модуль вдали - всего лишь макет.



        А дальше в кассете пошли десятки однообразных кадров проезда ровера по павильону. Подождите. Я сказал, что кадров "десятки"? Нет. Их там сотни - кадров, где мы видим только так называемый лунный пейзаж и бутафорскую телекамеру на переднем плане (рис.102). 






Рис.102. "Аполлон-17". Масса однообразных кадров проезда якобы ровера среди бутафорских гор.

     

     Только в одной кассете (Magazine 135/G) таких однообразных снимков мы насчитали 126.  И все эти снимки - сплошная бутафория - поддельные предметы взамен настоящих вещей. И в следующей кассете ещё около сотни кадров подобных декораций для кукольных спектаклей. И если появляется на фотографии астронавт, как бы вдали - то знайте, это - кукла (рис.103).


  



Рис.103. "Аполлон-17". Для получения дальних планов используются куклы, и на переднем плане раскладываются маленькие камешки.



      Эти астронавты-куклы не могут ходить, поэтому на фотографиях они всегда обездвижены, стоят или сидят, застыв в одном и том же положении. Они не реагируют на то, что их фотографируют, стоят, как вкопанные. Лишь иногда кукловоды, как бы "для приличия" чуть приподнимают кукле руку в каком-нибудь одном кадре, но не более того. Куклы не могут приблизиться к фотографу - вы никогда не найдёте ни в одной миссии последовательность фотокадров, когда астронавт из глубины кадра выходит на средний план - куклы сами не могут ходить, а кукловоду не так просто подойти к кукле и подвигать её, даже если расстояние до куклы всего 5 метров. Ведь не может кукловод наступить на "лунный пейзаж" и подойти к игрушечному астронавту, чтобы поправить ему руку. Кукловода приходится всякий раз опускать сверху на кране, и он может нечаянно потревожить миниатюрные камешки. Вот и снимают фотографы на так называемой Луне только панорамы с одного и того же места с неподвижными куклами-астронавтами.

Максимум, что придумали в НАСА - это наклонять съёмочную камеру то вверх, то вниз, чтоб было хоть какое-то отличие в соседних кадрах, и в каждом третьем кадре делать засветку. Вот сравните три последовательных снимка рис.103 (№№ 21811, 21812, 21813) и три последовательных снимка рис.104 (№№ 20758, 20759, 20760) из миссии "Аполлон-17", номер по каталогу НАСА указан внизу на последнем кадре серии. Что же мы видим:

- первый снимок: объект находится по центру или ниже центра кадра,

- второй снимок: объект находится в верхней части кадра,

- третий снимок: объект опять внизу, и засветка на весь кадр. 




  

Рис.104. "Аполлон-17". Куклы на фотографиях всегда обездвижены.


     Когда, в отличие от фотографий, мы смотрим лунное видео, то про себя отмечаем, что астронавты  в кадре суетятся непрерывно, перемещаясь перебежками, ни на секунду не останавливаясь. Примерно половину времени они находятся в стадии прыжка и полёта, оторвавшись от поверхности. Если бы кто-то их фотографировал, то примерно половина фотокадров запечатлела бы астронавтов в стадии полёта, висящими "в воздухе", над поверхностью. Но все фотографии, в отличие от кино, почему-то однообразно статичны, как будто астронавты жёстко прикреплены к поверхности. 

Хотя нет, не все фотографии изображают приклеенных к поверхности астронавтов. Есть редкие исключения, например, в миссии "Аполлон-15": там есть такой снимок, когда астронавт в начале прыжка отрывается от поверхности - правая нога уже как бы "висит в воздухе", поднявшись сантиметров на пять от песка, а левая нога едва касается поверхности в толчке (рис.105, слева).  





Рис.105. Астронавт отрывается от поверхности в момент начала прыжка (левый снимок).



Конечно же, это зафиксированный фотографом прыжок. Но что же всё-таки мешает признать, что это реальный астронавт и реальный прыжок?  Давайте посмотрим на тень. Мы не видим головы. И разгадка тут проста: тень головы как бы случайно попала под обрез кадра, потому что там дальше находится крепление, на котором кукла-астронавт удерживается в подвешенном состоянии. 

Есть ещё два фотоснимка, запечатлевших астронавтов "в полёте", во время подпрыгивания.  

Не мы первые, кто обратил внимание на эту пару фотографий из миссии “Аполлон-16”, они идут под номерами AS-16-113-1839 и AS-16-113-1840, что означает: миссия "Аполлон-16", кассета 113, номер по каталогу 1839 и 1840 (рис.106).



 


Рис.106. Две последовательные фотографии из миссии Аполлон-16.



   На фотографиях изображён астронавт в тот момент, когда он подпрыгнул. Фотографии немного отличаются друг от друга. Причём, если судить по двум новым появившимся следам на песке - на фотографии справа, то это как бы два разных прыжка.    

  Те, кто не заметил подвоха, пытались по фотографии определить высоту прыжка. В кадре видна тень астронавта, видны следы, виден слетевший с ног лунный песок, следовательно, можно рассчитать высоту прыжка (рис.107).



 


Рис.107. Астронавт во время прыжка.

    

  А те, кто внимательно пригляделся к снимкам, тот понял, что здесь вообще никакого прыжка нет. Астронавт не подпрыгивал, ни первый раз, ни второй. За время, пока шла съёмка этих кадров, он просто висел в воздухе, находился в подвешенном состоянии. Это становится очевидным, когда мы накладываем один снимок на другой в виде файла gif. Кадры немного отличаются друг от друга по точке съёмки, поэтому расположение флага относительно лунного модуля и горы на фоне смещается влево-вправо. Немного меняется и положение астронавта. Мы совместили два кадра по флагу, и сразу стало понятно, что астронавт в двух кадрах висит фактически на одном и том же месте (рис.108).





Рис.108 (gif). Сравнение двух снимков, совмещение по флагу.

   

 Совершенно не изменила положение рука, приставленная к шлему, не изменились складки скафандра ни на правой, ни на левой ноге, хотя это два разных “прыжка”. Ведь если бы это были прыжки, то астронавт должен был перед вторым прыжком согнуть колени, чтобы сделать толчок, и на скафандре образовались бы хоть немного, но другие складки. А что мы видим здесь? На песке под ногами появились два новых глубоких следа, а взаимное расположение ног на двух кадрах ни на миллиметр не изменилось, как будто астронавт и не опускался вниз, на поверхность – сгибы ног абсолютно идентичны. И создаётся ощущение, что новые следы проставлены независимо от астронавта.

     Неутешительный вывод напрашивается сам собой – это висит кукла. Причём, чтобы она не крутилась вокруг своей оси, её подвешивают на двух чёрных нитках, и, опуская или натягивая одну из нитей, немного наклоняют фигуру куклы, что мы и видим при совмещении этих снимков относительно астронавта (рис.109).





Рис.109 (gif). Два снимка совмещены относительно астронавта.



     Есть ещё и другие факты и детали, что убеждают нас в присутствии кукол на “лунных” снимках, эти детали всегда на самом видном месте. Как в детективах про Шерлока Холмса – чтобы спрятать вещь понадёжнее, её нужно положить на самое видное место. Так и с фотографиями с "Луны" – самые убедительные доказательства, что эти кадры сняты не на Луне, лежат на самом видном месте, не где-то там вдали, в глубине снимка, а на переднем плане. Это – следы астронавтов.

Нет ничего более противоречивого между лунными фотографиями и лунными видеосюжетами - между статичными фотоснимками и кадрами, где астронавты двигаются. Как будто фотографии и видео делали две разные съёмочные группы, которые не знали о существовании друг друга, и поэтому придерживались диаметрально противоположных принципов. На видео - астронавты шаркают ногами, расшвыривают песок, поэтому становится очевидным, что никаких чётких следов на песке при таком способе передвижения остаться не должно (рис.110).





Рис.110 (gif). Астронавты миссии "Аполлон-14" устанавливают флаг. Постоянное шарканье ногами с разбрасыванием песка.



    А когда мы смотрим на фотографии – там наоборот – все следы совершенно чёткие, особенно на переднем плане. Вот, например, три фотографии из миссии “Аполлон-17”: крупный, средний и общий план. На всех фотоснимках не просто хорошо видны следы астронавтов, эти следы умышленно педалированы своей чёткостью (рис.111,112,113). 





Рис.111. Крупно, деталь. Умышленно чёткие следы. 






Рис.112. Средняя крупность. Умышленно чёткие следы на переднем плане. 






Рис.113. Дальний пейзаж. Умышленно чёткие следы на переднем плане.



И в то же время мы не можем найти ни одно видео, ни одну киносъёмку, где после перемещения астронавта на песке остались бы отчетливо проработанные следы. 


Если бы СССР вёл себя так же, как США, выдавая съёмку в павильоне за реальное космическое достижение, то Советский Союз мог бы доказать всему миру, что русские люди побывали на Луне уже в 1936 году.  (Смайлик)

    Потому что к тому времени, к концу 1935 года, был отснят на «Мосфильме» первый советский научно-фантастический фильм на «лунную» тему - “Космический рейс” (режиссёр Василий Журавлёв, оператор – Александр Гальперин). Фильм о том, как знаменитый астрофизик Седых, создатель первого космического ракетоплана, решил лететь на Луну. С академиком Седых летят аспирантка Марина и тайком пробравшийся на корабль юный изобретатель Андрюша. Путешественники прилуняются на обратной стороне Луны, водружают флаг СССР (рис.114), путешествуют по лунным горам, попадают в пропасти, старшего заваливает упавшим камнем, но ему приходят на помощь. Кроме того, первой лунной экспедиции удаётся обнаружить предыдущую ракету с живой кошкой, найти снег на Луне (рис.115), и затем благополучно возвратиться на Землю.





Рис.114. Гигантский прыжок через пропасть и установка флага СССР на Луне.





Рис.115. На Луне найден снег.



   На наш взгляд, этот фильм 1935 года гораздо больше даёт представления о Луне, чем все экспедиции “Аполлонов”. Совершенно очевидно, что  во время "лунных экспедиций" астронавты США даже и не выходили за пределы съёмочного павильона. Американцы не показали ни одного высокого прыжка на Луне, все астронавты только шаркают ногами по песку, подпрыгивая не выше, чем на 10-15 сантиметров, и заняты исключительно тем, чтобы носком ботинка посильнее расшвыривать песок. Неужели у кого-то язык повернётся, сказать, что эти кадры с астронавтами сняты на Луне (рис.116)?





Рис.116 (gif). Астронавты заняты исключительно тем, чтобы посильнее расшвыривать песок ногами.



   А вот в советском фильме, находящиеся на Луне герои совершают гигантские прыжки, свойственные малой лунной гравитации. Известно, что она на Луне в 6 раз слабее, чем на Земле. Вполне возможно, что достоверность таких прыжков обязана консультанту фильма, а им был учёный, основоположник космонавтики и ракетостроения, Константин Циолковский (рис.117).



 


Рис.117. Основоположник космонавтики, Константин Циолковский



Он был русским математиком и физиком, который разработал теорию реактивного движения и понял, что лучшим топливом для ракеты станут жидкий кислород и водород. Уже в 1903 году он обосновал использование ракеты для полётов в космическое пространство, к другим планетам Солнечной системы.

   А вот кто был консультантом у НАСА, нам не известно. Но по видео мы понимаем, что рекомендация от консультанта была только одна – как можно сильнее пинать ногами песок.

  Мы вырезали из фильма «Космический рейс» несколько фрагментов (на 4 минуты). Они более информативны, чем несколько часов видео «Аполлонов». Как и в миссиях «Аполлон», в «Космическом рейсе» в кадрах появляются куклы. Но даже смешно ставить их рядом: замечательные движения кукол из «Космического рейса» и убогие механические подёргивания кукол в «Аполлониаде».


ВИДЕО

Несколько фрагментов из фильма "Космический рейс" 1935 г.



* * *

   

Количество показов: 11604
При использовании материалов сайта или их части гиперссылка на www.LeonidKonovalov.ru обязательна
Возврат к списку
Загрузка плеера
Загрузка плеера

вверх
© Леонид Коновалов, 2009—2017 
Сайт: www.LeonidKonovalov.ru

сайт сделан в студии «PM»